РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

17 июля 1992: Def Leppard - 5

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Если вспомнить известное изречение о том, что жизнь меряется не временем, а впечатлениями (чье изречение? Кажется, Новгородцева), то последние три дня в Петербурге потянут у меня минимум месяца на полтора. Были мы там полной командой "Севаоборота" по случаю нахождения в Питере двухэтажного рекламного автобуса "Би-Би-Си", через который многострадальные наши коллеги пропускали от двух до трех тысяч посетителей ежедневно. Мы к этому автобусу тоже посильно ходили - посильно, потому что каждый день записывали по передаче, и, кроме того, каждую свободную минуту отдавали встречам, разговорам, интервью. За три дня так во все это втянулись, что когда самолет британской авиакомпании приземлился в Лондоне и мы вышли в просторные лощеные пассажирские переходы, то Алексей Леонидов со своей супругой и Карина Арчибальдовна, оглядевши окрестности и непривычно никого не увидев, сами бросились ко мне с криками: "Всеволод Борисович, подпишите!!!" Чувствую, что издеваться таким образом надо мной они будут теперь долго. Мы же с вами, друзья, покинем бурные воды последних недель и удалимся под сень тихих струй, возвратившись к рассказу, прерванному еще в мае - к истории Def Leppard, ровесникам наших рок-посевов, которым в этом году тоже тюкнуло пятнадцать лет.

Заглянем для начала в рок-хронику.

17 июля. В 1941 году в Уэлльсе родился Спенсер Дэвис, основатель Spencer Davies Group со Стивом Уинвудом.

В 1949 году в Бирмингеме родился Терри Батлер, или Гизер Батлер, басист Black Sabbath.

20 лет назад, 17 июля 1972 года, какой-то, видимо, ярый любитель рок-н-ролла подложил взрывчатку под автобус с аппаратурой Rolling Stones. Взрывом разнесло в мелкие кусочки все тридцать динамиков, в окрестных домах повылетали окна.

19 июля. В 1947 году в графстве Миддлсекс родился Брайан Мэй, гитарист из Queen.

20 июля. В 1947 году в городе Аутлан, в Мексике, родился Карлос Сантана, гитарист и основатель одноименной с собою группы.

В этот день в 1955 в Чикаго родился Майкл Энтони из группы Van Halen.

24 июля. 20 лет назад, в 1972 году, в поножовщине в американском городе Чикаго был убит 23-летний Бобби Рамирес, барабанщик из группы White Trash.

Из последних новостей.

Музыкальная печать сообщает, что 12 июля, в воскресенье, по прибытии в нью-йоркский аэропорт "Кеннеди" самолетом "Конкорд" из Франции был арестован Эксл Роуз, певец из Guns'N Roses. Арест этот последовал за почти годичной тяжбой с полицией города Сент-Луис, выдвинувшей против Эксл Роуза дело об учинении беспорядков в июле прошлого года. Произошло это, как вы помните, когда Эксл Роуз прыгнул в зал, чтобы самолично расправиться с фотографом, который позволил себе снимать концерт несмотря на строгий запрет. Началась драка, шестьдесят человек были ранены, убыток составил 200 тысяч долларов. Сразу же после ареста на днях Эксл был освобождён под залог в сто тысяч зеленых, обязавшись при этом явиться в прокуратуру Сент-Луиса 14 июля. 18 июля, в субботу, у Guns'N Roses с Metallica начинается американское турне, первый концерт - в Вашингтоне, на 50-тысячном стадионе. И менеджер группы и ее адвокаты считают, что гастролям ничто не грозит, однако политически подкованная публика понимает, что в Америке скоро выборы и что как центральные, так и местные власти, включая шерифов и прокуроров, будут завоевывать голоса и работать на публику - так что чем все это кончится - неизвестно.

"Kerrang" сообщает, что гитарист канадской группы Helix Пол Хэкман погиб в автокатастрофе. Ему было 40 лет, он - ветеран канадской рок-сцены, авария произошла 5 июля. Группа возвращалась из гастролей по западному побережью, автобус, в котором ехали участники сошел с шоссе и упал в 12-метровый обрыв. Пол Хэкман был сразу убит, остальные с телесными увечьями попали в больницу.

На этом рок-хронику закончим и вернемся к пятой части сериала о Def Leppard.

  Музыка Def Leppard   Pour Some Sugar On Me   

Рассказ наш мы прервали ровно два месяца назад, закончили мы его, помнится, четвертой передачей и событиями 1978 года, когда в группу пришел барабанщик Рик Аллен. Итак, с чего же писать нам историю первых месяцев 1979-го? Вокруг пятерки неизвестных тогда рокеров из Шеффилда не жужжали кинокамеры, каждый их шаг не фиксировался фотовспышками репортеров, рок-летописцы не регистрировали их выступлений для анналов будущего. И тут на помощь приходит синяя записная книжка, которую вел певец Джо Эллиотт. Певец - это сказано, конечно, не точно. Был он тогда и представителем группы, вел разговоры со всеми журналистами, администратором - он заделывал все концерты - а заодно и - шофером, перевозившим Def Leppard с выступления на выступление. В этой синей книжке собраны адреса и телефоны всех тех с кем Def Leppard тогда имели дело. Полистав ее можно обнаружить, что пара страниц заполнена подписями самого Джо Эллиотта, это готовясь к будущей известности он потихоньку практиковался давать автографы. Вот например, любопытная запись от 27 января 1979 года: концерт в Доме Культуры города Кроули. Ставка - 45 фунтов стерлингов (ну это на всех). В зале стоял счетчик громкости, если уровень звука выходил за 96 децибел, на нем загоралась красная лампочка и электричество на сцене автоматически отключалось. Такое вот дьявольское изобретение. Во время проверки звука от первых же гитарных аккордов Def Leppard питание, естественно, вырубилось, поэтому в хитрый электронный прибор пришлось добавить поистине русское усовершенствование - кусок оконной замазки, шоб он не зашкаливал. Концерт прошел на высоком уровне рок-н-ролльного звука.

  Музыка Def Leppard      

Джо Эллиотт был не только певцом, администратором, шофером и летописцем группы, он был тогда и главным ее толкачом. Тщательно проштудировав многочисленные рок-журналы и музыкальные газеты, он составил себе список важных ключевых людей и отправил всем по этому списку первый самопальный самиздатовский миньон с четырьмя песнями Def Leppard. В этом списке были газеты "Sounds", "Melody Maker", "Record Mirror", "New Musical Express", многочисленные радиостанции, включая конечно, основную из них – "Радио Один Би-Би-Си" в Лондоне. Вернее сказать, что именно на эту станцию пластинка попала не по почте, а была передана лично. Дело в том, что диск-жокей "Радио Один", Джон Пил, приезжал в шеффилдский университет и после его выступления Джо Эллиотт набрался храбрости, подошел к нему, представился и сказал: "Я играю в местной группе Def Leppard, мы записали пластинку, не согласитесь ли ее послушать?" "С удовольствием, - ответил Джон Пил, - напишите только свой телефон и обратный адрес". Репутация Джона Пила не тускнеет вот уже почти четверть века. Секрет успеха его в том, что он поддерживает все новое, подпольное, нарождающееся. Работа эта - нелегкая, Джон Пил движется по пространству, на котором мякина от зерна, условно говоря, еще не отсеяна. Если и далее продолжить это пищевое сравнение, то можно представить его дегустатором, которому приходится выплевывать девять из десяти положенных в рот кусков - ибо глотать их просто невозможно. Но вот та одна десятая, более или менее съедобная и удобоваримая, несет в себе подчас скрытые будущие шедевры, многие из которых и открыл миру Джон Пил за многие годы своего диск-жокейства. Среди групп, которым он дал путевку в большой рок - группы Hawkwind, Pink Floyd и Sex Pistols. Да и сегодня поиски нового гонят Джона Пила на неизведанные для него территории: недавняя поездка по странам восточной Европы или, скажем, три дня в Петербурге, которые мы только что провели вместе и во время которых я с ним близко познакомился. Тут и стало мне ясно - насколько заслуженна пилова известность. Он - землепашец, прокладывающий первую трудную борозду по рок'н'ролльной целине, человек работающий в поте лица своего на ниве музыки. Но - мы отвлеклись. Тогда, весной 1979-го, после встречи с Джоном Пилом, у Джо Эллиотта на следующий день зазвонил телефон и знакомый радиоголос на другом конце произнес: "Говорит Джон Пил, я послушал вашу пластинку, она мне очень понравилась. Сегодня вечером я ее буду играть в 10:30". И действительно, в тот день в 10:30 вечера по радиоволнам молодежной станции "Би-Би-Си Один" зазвучала песня Def Leppard.

  Музыка Def Leppard      

Песня с пластинки "Hysteria", запись 1987 года. Я понимаю, конечно, что по времени 1987 год в 1979 как-то не укладывается, но оригинального миньона достать пока нигде не удалось. В библиотеке Би-би-си его нет. И вот сейчас, читая передачу, я подумал – может быть, у Джона Пила в коллекции 1979 года завалялась? Ведь в его коллекции, судя по его рассказу, 22.000 пластинок, 22.000 единиц, и он, так сказать, старое ничего не выбрасывает. Интересно, даст ли он взаймы, если попросить? Ну, это, может быть, будет в будущем, а пока мы вернёмся к передаче.

Ко всем вышеупомянутым обязанностям певца, администратора, шофера, толкача и прочее, которые Джо Эллиотт добровольно возложил на себя, нужно бы добавить еще одну, а именно - работу коробейника. Именно коробейничеством, то есть торговлей в разнос занимался Джо Эллиотт, продавая первый дефлеппардовский миньон по пластиночным магазинам и лавкам Шеффильда. В одних местах осторожничали, брали только на комиссию, в других покупали небольшие партии оптом. Одним из таких магазинчиков на окраине города, расположенным на третьем этаже задворков торгового центра, назывался "Revolution Records". Владелец его, Питер Мартин, шотландец, был саксофонистом в джаз-оркестре - в том самом оркестре, который предыдущим августом выступал с Def Leppard на открытом полевом фестивальчике. Когда в один из дней Джо Эллиотт пришел в "Revolution Records" чтобы проверить, как расходятся пластинки, Питер Мартин и поинтересовался - есть ли у группы менеджер? "Нет, - сказал Джо Эллиотт, - а что?" "А то, - ответил ему Мартин, - что я играл вашу пластинку приятелю, который работает на фирме "Arista Records". Мы с ним поговорили и решили, что хотим вам помочь, хотим для вас что-то сделать".

Приятеля, о котором говорил Питер Мартин, звали Фрэнк Стюарт-Браун (пишется через черточку), он работал в отделе рекламы. И вот эти то два, а вернее три имени и вошли в название новой фирмы "Martin Stewart-Brown Management", которая предложила Def Leppard трехгодичный контракт. Ребята действовали осмотрительно, отнесли контракт к адвокату и, получив от него заключение, что никаких подвохов в контракте нет, решили его заключить. Взаимоотношения с подопечными, однако, с самого начала у новых менеджеров складывались трудно. Def Leppard хотели как можно больше играть, выступать на сцене, но у Стюарта-Брауна планы были другие. "Если вы хотите стать крупной группой, - сказал он ребятам, - так вам нечего играть по маленьким клубикам, ведь вам потом от этой репутации будет не отделаться". Так вот с приходом менеджерского дуэта в Def Leppard, Джо Эллиотт из певца, администратора, шофера, толкача и коробейника стал превращаться просто в певца и поначалу по этому поводу очень переживал.

  Музыка Def Leppard      

Перелистывание синей записной книжки Джо Эллиотта показывает, что с приходом в группу менеджеров число выступлений стало не меньше, а больше, разве что концертные ставки начали понемногу подниматься. Кроме того, служебные связи Фрэнка Стюарта-Брауна тоже помогали. Ему удалось протолкнуть миньон дефлеппардовцев еще на одну передачу "Би-Би-Си радио 1", где ее играли подряд чуть ли не три месяца, а в конце апреля 1979 он нанял на два студию за счет компании "Arista", где он продолжал работать. За эти два дня Def Leppard записали семь новых песен - записали с сугубо демонстрационными целями. Забегая вперед, скажу, что в 1985 году, шесть лет спустя, когда взаимоотношения между группой и ее менеджерами были уже давно разорваны, Фрэнк Стюарт-Браун, вдохновленный успехом альбома Def Leppard "Pyromania", попытался заработать на этих ранних лентах, объединив их в пластинку под названием "First Strike" ("Первый удар"). Но к тому времени ребята были уже достаточно состоятельны и юридически подкованы, они обратились в суд и по решению суда все экземпляры пластинок "First Strike" с продажи были сняты. Фрэнк Стюарт-Браун остался, как говорится, при своем интересе.

Но давайте-ка вернемся в наш 1979 год. А в том году, ежели кто не помнит, вся английская музпечать с запалом, наперебой, писала только о панк-роке и все что происходило вокруг него. Но среди пишущей братии оставались и истинные рыцари металла, люди, которые продолжали гнуть свою железную линию. Среди таких был журналист газеты "Sounds" Джефф Бартон. Помню, читал его заметки, в которых он предрекал великое будущее некоей группе Geddy's Ax, где "Ax" (топор) - это сленговое название гитары, а Гедди - имя Гедди Ли, басиста из канадской группы Rush. Из этого предреченного блестящего будущего, как вы знаете, ничего не получилось, да и сама газета "Sounds" прекратила свое существование, так что имя Джеффа Бартона надо искать на страницах других публикаций. Но дело не в этом - в случае с Def Leppard музыкальное чутье Бартона не обмануло. По приглашению Джо Эллиотта 5 июня 1979 года он и фотограф Росс Халфин приехали в Шеффильд, а уже 16 числа в газете "Sounds" вышла большая статья с фотографиями. Все эти так сказать, кирпичики, складывались в небольшую стену или здание успеха, интерес к группе в узких профессиональных кругах возрастал и к концу июля на концерты Def Leppard зачастили охотники за талантами, представители отделов A&R ("Артистов и репертуара"). В частности, за всеми статьями о Def Leppard внимательно следил 23-летний Дэвид Бейтс из крупной фирмы "Phonogram". По возрасту он был самым младшим среди своих коллег и привык считать молодым и перспективным, но когда он пришел на концерт Def Leppard, то почувствовал себя стариком. "Рику Аллену, - вспоминает он, - было всего пятнадцать лет, остальным по семнадцать-восемнадцать. Трудно было примириться с мыслью, что ребята настолько лет младшие чем ты сам играли музыку, которую ты сам в свое время хотел играть, и делали это потрясающе". Конец цитаты.

Вот здесь, на пороге подписания первого крупного пластиночного контракта, мы своих подопечных, пожалуй, на этой неделе и оставим. Подбросим в воздух эстафетную рок-палочку, с тем чтобы поймать ее на следующей неделе в пятницу в полночный час июльской ночи. Я же раствориться хОчу и прощаюсь с вами, желаю вам всего самого-самого лучшего. Счастливо вам, ребята!

  Музыка Def Leppard      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024