РОК-ПОСЕВЫ

22 января 1993: Kiss - 1

Добрый вечер, друзья. Темной зимней ночью одна радость - задрать голову да поглазеть на луну, ибо еще и классиками отечественной литературы подмечено, что в январские морозы вырисовывается она особенно ярко. Однако нынче наблюдение луны - занятие бесполезное, потому что все небо тучами заволокло, а если и есть какой среди них просвет, то все равно не увидишь ничего, потому как сегодня - новолуние. И вот я вас спрашиваю, дамы и господа - с какой стати мы об этом разговор завели, чем это самое новолуние замечательно? Отвечаю. Подобно тому, как луна воздействует на моря и окИЯны, вызывая в них приливы и отливы, так же воздействует она и на все живорастущее. Новолуние, например - самое подходящее время для заделывания семян в почву, для стрижки волос и ногтей, они потом растут лучше, и, в более общем смысле - для начинания всяческого нового дела. Вот по такому случаю и мы с вами новое дело сегодня затеем. Тем более, что круглая дата показалась на нашем календаре: двадцать лет назад, 30 января 1973 года, начался самый затяжной поцелуй в истории музыки. В этот день берет свое начало рок-н-ролльный губоконтакт, который длится вот уже два десятилетия. Чую, чую, что самые смышленые уже на стульях ерзают, короткое слово с двумя свистящими согласными выкрикивают. Да, точно. 20 лет исполняется нью-йоркской группе "Kiss" ("Поцелуй"), и, хоть группа эта - американская, музыкальными своими корнями она тянется к нам, в Англию, а родословьем своим - еще дальше, но об этом - после. А сейчас расстелим под новою луною пожелтевшие свитки рок-хроники.

23 января 15 лет назад в 1978 году гитарист группы "Chicago" Терри Кат на вечеринке в Лос-Анджелесе шутил с приятелями, вытащил из кармана свой пистолет калибром 9 миллиметров. Пистолет, как он уверял всех, не заряженный и, приставив его к виску, хотел было эффектно щелкнуть курком. А в пистолетике-то пулька была заряжена. И не стало больше на свете гитариста "Чикаго" Терри Ката.

23 января 1953 года родился вокалист группы "Cheap Trick" ("Дешевый трюк") Робин Зандер.

25 января в этот день родилась Анита Палленберг, подруга Брайана Джонса из "Rolling Stones", затем она была подругой Кита Ричардса, от которого у нее сын по имени Марлон. Снималась с Миком Джаггером в кинокартине "Performance" ("Представление"). Что? В каком году она родилась? Господа, имейте же скромность.

26 января 1978 года, 15 лет назад, американский журнал "Billboard" рапортовал о новом коммерческом рекорде: группа "Kiss", о которой мы ведем сегодня речь, и Элвис Пресли разделили первые места, получив за предыдущий 1977 год по 3 платиновых диска.

27 января в 1947 году в Бирмингеме родился Ник Мейсон барабанщик "Pink Floyd".

28 января 1978 года (опять же 15 лет назад) американский вокалист и гитарист Тед Нюджент дал одному своему фану жестокий такой автограф: по просьбе паренька Нюджент расписался у того на руке лезвием остро отточенной финки.

Из последних новостей:

"New Musical Express" сообщает, что в будущем месяце состоится судебное заседание, в результате которого цены на компакт-диски могут заметно подскочить. Дело в том, что канадская фирма "Optical Recording Corporation" заявила, что обладает патентом, выданным ей еще в 1976 году. Патентом на систему считывания и воспроизведения цифровой информации. Система эта используется во всех современных лазерных проигрывателях. Однако канадская корпорация никаких денег за свое изобретение не получает. Непонятно, чем вообще кончиться эта тяжба, но некоторые показатели есть. Недавно, например, немецкий изобретатель Андрэас Павел судился с корпорацией "Sony", утверждая, что у него есть патент на переносной плеер "Sony walkman", но его иск был судом отвергнут.

Еще об одной тяжбе личного свойства пишут на этой неделе все музгазеты. Жена гитариста и вокалиста Курта Кобейна из группы "Nirvana" Кортни Лав предъявила судебный иск своему врачу из лос-анджелесской больницы "Кедры Cинайские" за то, что в прошлом году перед ее родами в прессу просочились страшноватые сведения о том, что, мол, рок-н-ролльная супруга не переставала принимать во время беременности наркотики, и что младенец, отравленный материнской кровью, появился на свет уже врожденным наркоманом. Больница, естественно, идет в отрицаловку, заявляя, что ничего такого газете "Los Angeles Times" она не сообщала. Оглядываясь на все это дело, можно сказать, что неизвестный клеветник, конечно, нанес молодым родителям тяжелую душевную травму, но уж реклама для группы получилась на весь мир.

Теперь немного музыкальных новостей. После многомесячных упорных слухов певец группы "Pixies" по имени Блэк Фрэнсиз официально наконец подтвердил, что группа распалась, и что ее более не существует. Сам Фрэнсиз с гитаристом Джои Сантьяго записывает сольный альбом, остальные три участника работают с группой "Nitzer Ebb".

Еще одно сообщение тоже из металлического цеха. Основатель хард-рокового квартета из Сиэтла, группы "Alice In Chains" ("Алиса в цепях"), признанной, если помните, лучшей группой года критиками "Kerrang". Итак, основатель ее, басист Майк Старр, покидает своих товарищей. Как он сам говорит, ездить на гастроли ему стало больше невмоготу. Но уходит он не вдруг, не просто хлопнув дверью. Он отработал южноамериканские гастроли и еще выступит на фестивале в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, а также снимется в новом видеоролике группы. На замену ему приходит бывший басист Оззи Осборна Майкл Инэс. В обновленном составе "Alice In Chains" приезжают на гастроли в Англию уже в конце января.

На этом мы рок-хронику закончим и перейдем к нашей эпопее про тяжелый заокеанский поцелуй.

"Kiss" : "Rockin' In The USA"

Песня "Rockin' In The USA" ("Играя рок в Соединенных Штатах"), группа "Kiss" ("Поцелуй") запись 1977 года.

Мне часто по почте присылают из отечества старые советские книжечки застойных лет, в которых специалисты-профессионалы на сотнях страниц распространяются о тлетворном влиянии рока. Написаны они, сами понимаете, суконным политотдельским языком и большей частью не стоят даже той бумаги, на которой напечатаны. Это сочетание воинствующего невежества и тупой нравоучительности. Вряд ли стоило бы вообще упоминать эти книжки, если бы не некоторые заявления в них. Уж больно они хороши для новолуния, для начала нового рассказа. Любимым обвинением в адрес группы "Kiss" в подобных книжках было обвинение в фашизме. Дело в том, что последние две буквы 'с', латинского 's' в своем названии "киссовцы" часто изображали в виде зигзагообразных молний. А символика эта встречается, как мы знаем, на знаках отличия гитлеровского СС. (Кстати, так потом на заборах так КПSS стали писать). Но делать только поэтому из участников "Kiss" фашистов -- это все равно, что объявить покойного Леонида Ильича панк-рокером только за то, что он любил на себя разноцветные железки нацеплять. Для этого достаточно лишь взглянуть на биографии участников. Один из основателей группы и до сегодняшнего дня неизменный ее участник басист Джин Симмонс родился 25 августа 1947 года в израильском кибуцце. Другими словами, в иудейском колхозе. Кибуцц - это сельскохозяйственная община, основанная послевоенными израильскими социалистами. Кстати, форма этого хозяйствования дожила до нынешнего времени, до сих пор более или менее успешно функционирует. В метрике Симмонс вписан как Джин Стайн (или, по-нашему, Женя Штэйн). Родители его - венгерские евреи. Отец с матерью разошлись, когда Жене было 9 лет, и он рос только с матерью. Она, между прочим, побывала в немецких концлагерях и лишь чудом осталась жива. (А-а! Может там ее фашисты-то завербовали). Вот именно с ней, со своей матерью, Женя и прибыл в Нью-Йорк в 1958 году. После израильского кибуцца с его строгим укладом деревенской жизни, ранним отбоем и еще более ранней побудкой, с его пуританской этикой коллективного социалистического быта, Нью-Йорк показался непоседливому мальчику местом поистине волшебным. Ну, телевизор можно было смотреть круглые сутки. В центре города жизнь не прекращалась даже глубокой ночью. А население Нью-Йорка могло бы с успехом сойти за потомков строителей вавилонской башни, ибо разговаривало оно на всех мыслимых на земле языках. Ничего вообще не хочу сказать дурного про американскую культуру, но если доведется ее показывать жестами, руками, то я бы делал более движение вширь, а не вглубь. Другими словами, для выходцев из Европы с ее многовековой культурной традицией, Америка в эстетическом отношении живет и мыслит как бы на уровне подростка. Отсюда и доступность популярной музыки, отсюда и низкий удельный вес литературы, и засилье картиночных комиксов. Именно на такой диете культурного попкорна и рос Женя Штэйн, впиваясь ушами в транзисторное радио, а глазами в разноцветные журналы ужасов.

"Kiss" : "Shock Me"

Композиция "Shoсk Me" - "Шокируй меня", с пластинки "Alive II", запись 1977 года. Пластинка эта концертная. Сделал я такой выбор, чтобы показать группу в неприкрытом ее виде, в том виде, как они играют на концерте и не скрашены никакой студийной техникой.

Отмечу вообще, что в увлечении страхами и ужасами, о которых мы говорили перед этой пластинкой, нет ничего такого плохого и противоестественного. Ими, например, изобилует еще писание Гомера, и традиция эта литературная потом поддерживалась и продолжалась в течение многих веков. Не надо забывать, что Джин Стайн происходит из Венгрии. Оттуда и до Трансильвании недалеко, то есть до того места, где жил некогда мифический герой граф Дракула. Но, если у нас в отечестве современные ужасы приняли другую, далеко не сказочную форму, и нужда в вымыслах как-то временно отпала, то в благополучной и несколько наивной Америке фабрика страхов продолжала работать вовсю. Во всяком случае, это можно сказать про конец 50-х, когда рос наш будущий герой. С музыкальной точки зрения (с рок-н-ролльной музыкальной точки зрения), однако, время было довольно тощее. Элвис Пресли уже был забрит в армию, где его, как говориться, так научили родину любить, что он после дембеля пел только сладкие баллады да снимался в сусальных кинокартинах. Литтл Ричард ударился в религию. Чак Берри тогда сидел в тюрьме. Бадди Холли погиб в авиакатастрофе. А тут вскоре один из последних героев, Эдди Кокран, разбился в машине, и наступил рок-неурожай, потому что американский музыкальный комбайн выдавал одну только мякину. Только с приходом "Beatles" и последовавшими за ними "Rolling Stones", "The Who", "Kinks" и прочих, в рок-н-ролльном костре от мощной искры вновь возгорелось пламя. Неудивительно, что 15-летний впечатлительный Женя Штэйн впитывал в себя это английское влияние. Заботливая мама подарила тогда ему первую гитару. Обошлась эта гитара в 65 долларов (деньги по тем временам очень немалые) - это была почти половина ее месячной зарплаты. Купили гитару у соседа-итальянца, поторговавшись и скостивши цену на червонец. Эту самую свою первую гитару Джин Симмонс потом продал в два раза дороже за 135 "зеленых". Спекуляция? Не-е-т! Инфляция!

"Kiss" : "Christine Sixteen"

Песня "Christine Sixteen" - "16-летняя Кристина", пластинка "Alive II", то есть по-русски "Зальник, два", группа "Kiss".

Итак, мы продолжаем рассказ. Речь шла о Юджине Симмонсе или, как его тогда знали, Джин Стайн (или, по-нашему, мы его называем Женя Штэйн). В школе Женя Штэйн был признанным клоуном в классе, мастером на разные проделки. Это с педагогической, психологической точки зрения говорило о двух вещах. Во-первых, о его неуемной энергии, а, во-вторых, о его желании во что бы то ни стало привлекать к себе внимание. Именно, думаю, из такого подсознательного желания выступать перед публикой во что бы то ни стало он и пошел учиться потом в учительский колледж, закончив который, имел специализацию по 4 языкам и мог преподавать английский, немецкий, иврит и родной язык - венгерский. Распределение получил в одну из школ Нью-Йорка в Гарлем в испанский квартал. Определили его в шестые классы. С учительской точки зрения классы самые трудные. Известно, что подростки в этом возрасте требуют (или, во всяком случае, желают) уважения к себе по полной мере, как к взрослым. А сами-то еще дети. И вот это противоречие делает их вредными и несносными. А отыгрываются они на ком? На бедных учителях. И хоть у молодого преподавателя были самые благие намерения, и он хотел дать своим ученикам как можно больше, благодарности за свои старания он не получал никакой. А благодарность такая видно была ему нужна. Женя Штэйн не прочь был выложиться вовсю, но ему хотелось в конце своих стараний ну немного признательности, своего рода, ну, аплодисментов. От разнузданных американских подростков, этих монстров демократии, да еще в Нью-Йорке, да еще в Гарлеме, да еще в испанском квартале. У-у-у. Вряд ли тут дождешься аплодисментов. Короче, Женя Штэйн решил свою жизнь направить по другому курсу и для начала сменил фамилию, позаимствовав ее у известной английской кинозвезды Джэйн Симмонс. Почти сразу после этого новоявленный Джин Симмонс познакомился и подружился с другим музыкантом-любителем, которого звали Стенли Элсон.

Но вот об этом знакомстве, и о том, что из этого вышло мы расскажем на будущей неделе, в привычный полночный час с пятницы на субботу. А пока желаю вам всего самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

"Kiss" : "Detroit Rock City"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015