РОК-ПОСЕВЫ

5 февраля 1993: Kiss - 3

Добрый вечер, друзья. Сегодня мы продолжаем рассказ о группе "Kiss" третьей частью нашего сериала. В названии "Kiss", что значит "Поцелуй" - пожалуй, не следует искать какого-то программного заявления. Важнее, мне кажется - то, что в этом слове четыре буквы, или, говоря по-английски - "kiss is a four-letter word". Известно из прошлой передачи, что ребята подумывали назваться непечатным словцом на четыре буквы на букву 'F', которое в приличном обществе не произнесёшь. Четырехбуквенное слово - это синоним ругательства в английском, ближайшую аналогию в русском языке мы находим в матерном слове из трех букв, которое юные математики так любили раньше писать на заборах: ИКС, ИГРЕК - ну и так далее. Даже и выражение такое есть, когда хотят послать подальше, но без лишней грубости: "Пошел ты на три буквы!" И если из четырехбуквенного названия "Kiss" делать что-то русское на три буквы, то из слова "поцелуй" получим короткое и энергичное "поц". Что это значит - могли бы раньше объяснить в Одессе знатоки маланского наречья, рассеянные нынче по всем частям света. Вот и мы с вами, в определённом смысле, пойдем сегодня на три буквы, а в английском переводе - на четыре, продолжая рассказ о группе "Kiss", но - заглянув для порядка в рок-хронику.

8 февраля, 20 лет назад, в 1973 году в американском штате Флорида от инфаркта умер Макс Язгур, владелец молочной фермы в штате Нью-Йорк, на лугах и пастбищах которого в 1969 году был проведен знаменитый вудстокский фестиваль.

11 февраля, 30 лет назад, в лондонской студии на Эбби-Роуд "Beatles" записали свой первый альбом "Please, Please Me" всего за 1 день работы. Но день этот длился долго -- с 10 утра до 11 вечера. За этот день не только успели записать 10 песен, но и сделать звукорежиссуру и сведение. К концу сессии лента была готова к переносу на пластинку и пластинка эта вышла в свет 22 марта 1963 года. А ведь при этом все были простужены.

11 февраля 1935 года родился Джин Винсент, урожденный Винсент Юджин Крадок, один из ранних героев рок-н-ролла.

12 февраля в 1968 году, 25 лет назад, Джими Хендрикс получил почетный диплом об окончании средней школы в родном городе Сиэтл штат Вашингтон. Почетным этот диплом был потому, что на самом деле Джими школы не окончил, ибо бросил ее в 14-летнем возрасте.

12 февраля 1935 года в Чикаго родился Рэй Манзарек. Ну, известно кто он - это пианист из группы "The Doors".

12 февраля 1950 года в Англии родился Стив Хакетт гитарист из группы "Genesis", из которой он ушел в 1977 году.

Из последних новостей. "New Musical Express" сообщает, что известный нигерийский музыкант, саксофонист, певец Фэла Кути был арестован на прошлой неделе. Его обвиняют в государственной измене и убийстве и ему грозит смертная казнь. Арестовали его в столице Нигерии Лагосе, после того, как один из рабочих его гастрольной труппы был убит. Еще в 80-е годы Фэла Кути провел несколько лет в тюрьме за незаконный вывоз валюты из страны. Однако, сам он постоянно утверждал, что обвинение это сфабрикованное и что на самом деле его преследуют за инакомыслие и критику нигерийского руководства и армейских генералов.

Если в Нигерии из известного музыканта малюют черта, то в Норвегии такого музыкального черта или даже целого дьявола недавно изловили. Это некто по имени Граф Гришнахт певец и руководитель норвежской металлической группы "Burzum", группы откровенно сатанинского направления. Графа Гришнахта арестовали на прошлой неделе за поджог нескольких церквей (старые норвежские церкви почти все сплошь деревянные). Вот 8 таких храмов Граф Гришнахт и спалил в трех городах: Осло, Ставангере и Бергене. Если все это действительно правда, то упекут нашего сатаниста в тюрьму лет на 20.

Из Америки сообщают... наверное, как обычно, что-нибудь про деньги... - точно! Каталог Джими Хендрикса продается желающим за 30.000.000 долларов. Приобретший его получит в свое владение все работы Хендрикса включая записи, издательские права на музыку и право на лицензирование пластинок.

Музпечать сообщает, что в марте в свет выходит новый альбом группы "Depeche Mode" - это 10 по счету их долгоиграющая пластинка. Называется она "Songs Of The Faith And Devotion" ("Песни веры и поклонения"). Записана в Лондоне, Гамбурге и Мадриде.

Не помню, сообщал или нет. На всякий случай повторю. В конце марта "Iron Maiden" выпускает 2 концертных альбома, первый из которых был записан во время гастролей группы в прошлом 1992 году.

На этом мы рок-хронику закончим и вернемся к нашему рассказу о группе "Kiss".

"Kiss" : "King Of The Nighttime World"

"King Of The Night Time World" ("Король ночного мира"), 1977.

Начну с легкого философствования, с сентенции, с которой может быть не все и согласятся, а именно: из ничего ничего и получается. Всякому мало-мальски значительному явлению в искусстве или литературе нужна питательная среда, концентрация людей с идеями и людей, которые жаждут перемены. Как правило, художник, литератор или, даже, рок-группа, ставшие известными представляют собой лишь вершину скрытой пирамиды, в основание которой ложатся многие безымянные старатели. С точки зрения вот такой философии Нью-Йорк весной 1973 года был местом интересным. Рок'н'ролльное подполье буквально булькало ядреным наваристым бульоном. По третьесортным манхеттенским клубам катилась волна новых странноватых и даже пугающих команд. "New York Dolls" ("Нью-йоркские куклы"), "The Stilettos" ("Тонкие каблуки") (эта группа вскоре стала известной под именем "Blondie"), группа "Sparks" ("Искры") и многие-многие другие, чьи имена рок-история уже не удерживает. Но в общем и целом это была среда, которая косвенно вдохновила и оформила потом английский панк. Это была среда, из которой родились и наши сегодняшние герои - группа "Kiss". "Kiss" были поначалу классическим примером самодеятельности (в том смысле, что они все делали сами). Сами придумывали свой товарный знак - название группы с двумя зигзагообразными "SS". Сами смоделировали свои костюмы, выстроили концерт. Сами рисовали и заказывали афиши, сами же расклеивали их по городу. Сами заключали договора о найме залов и сами же доставали на это деньги взаймы. К лету 1973 удалось наскрести достаточно на записи. И вот 17 июня 1973 года "Kiss" отправились в Нью-Йорке в студию "Electric Ladyland" с продюсером Эдди Крамером. Эдди Крамер (кого интересуют мелкие подробности истории) в свое время записывал Джими Хендрикса, "Led Zeppelin", "Emerson, Lake & Palmer" (последние даже посвятили ему песню под названием "Are You Ready Eddy?" на своей пластинке "Tarkus"). Но в те годы он был рядовым звукотехником и к продюссерскому пульту его еще не подпускали. Так вот записанные с Крамером 5 первых песен и стали так сказать первой разменной купюрой "киссовцев", которую они потом рассылали по пластиночным фирмам. Был у них на примете и заветный менеджер, которого они настойчиво одолевали приглашениями на свой концерт в течение нескольких месяцев. Звали его Билл Аукойн. "Ребята проявили такую настойчивость, - сказал он позже в интервью, - что меня просто любопытство одолело и я пошел посмотреть что же они из себя представляют."

"Kiss" : "Calling Dr. Love"

"Calling Dr. Love" ("Вызывая доктора Любовь"), 1977.

Итак, Билл Аукойн с одной стороны был оптимистом и мечтателем, но с другой человеком сугубо деловым. Взяв с собой ленту с пятью записанными песнями группы, он размышлял почти целый месяц и только затем связался, назначил встречу и на этой встрече предложил "Kiss" свой деловой ультиматум:

- Если через две недели, - сказал он, - я ничего не смогу для вас организовать отношения наши будут расторгнуты. Но если я сделаю вам контракт, то стану менеджером, возьму на себя все финансы, а вам положу зарплату каждому 80 долларов в неделю.

Согласились. И действительно, дней через 10 все четверо участников "Kiss" уже сидели у директора пластиночной фирмы "Casablanca". "Casablanca" была совсем новой компанией, которую организовал некий Нил Богарт, уже до того успешно работавший в пластиночной промышленности, где у него было много знакомых и друзей. У этих знакомых и друзей, кстати, он и назанимал денег для открытия своего предприятия. Участники "Kiss" подписывали контракт одновременно с "Casablanca" и менеджерской фирмой Билла Аукойна, получая при этом аванс в 15.000 долларов. Сегодня эта сумма значительна лишь по российским понятиям, но в 1973 году по покупательной способности она представляла собой сумму в 5 раз большую и была приличной для Америки тоже. Но не аванс был главной статьей расхода новых деловых партнеров. Я вообще как-то слышал изречение "акулы шоу-бизнеса", было это лет десять назад. "Без 10.000 фунтов," - сказал он между прочим, - "новую группу до публики не доведешь". Действительно, в течение первого же года менеджеру "Kiss" и пластиночной фирме "Casablanca" пришлось вложить в своих подопечных четверть миллиона долларов.

- Мы вкладывали в них все, что у нас было, - сказал потом Нил Богарт. - Рекламная кампания, которую мы им организовали, была самая интересная и изобретательная в моей жизни. Мы думали только об одном - как бы денег хватило. В тот момент "Kiss" и фирма "Casablanca" были тождественны. Мы ставили на ноги и фирму и группу.

"Kiss" : "Rocket Ride"

"Rocket Ride" ("Полет на ракете"), 1977.

К контракту, к этой деловой женитьбе, "Kiss" пришли не с пустыми руками. У них было, так сказать, самодельное приданое. Месяцы упрямой работы и поначалу безнадежных выступлений дали плоды: у группы была небольшая, но верная аудитория, а изустная молва повторяла их имя, ну хотя бы потому, что на сцене выглядели они очень уж странно и необычно. В течение первого года ребята шли в бой как штрафной батальон куда прикажут. Любой концерт был хорош, в любом месте, в любом качестве. "Kiss" выступали на поддержке у "ZZ Top", у Рори Галлахера, "Blue Цyster Cult", даже у "Black Sabbath". Однако, редко кто приглашал их повторно по очень простой причине. Ну, например, на концерте Рори Галлахера (это было в клубе "Айора" в Кливленде) "Kiss" появились на сцене одетые и загримированные под прокаженных. Поначалу публика негодовала, кидалась в них чем попало, но кончилось то все полнейшим успехом, абсолютным триумфом, после которого главному артисту на сцене делать было уже нечего. Действительно, концерт "Kiss" был зрелищем невероятным: ударная установка, как по мановению волшебной палочки, вдруг взлетала на два метра в воздух, вокалист изрыгал изо рта снопы пламени, а уж что касается костюмов и грима, то со времен Алиса Купера никто ничего подобного не видел. Но вот на одном из концертов (это было в музыкальной академии, кажется в Нью-Йорке) Джин Симмонс изверг изо рта обычные огненные клубы, от которых у него загорелись волосы. Публика смотрела с интересом, считая, что так и надо. Сам Симмонс продолжал играть не замечая. Счастье, что из-за кулис выбежал их постановщик, который накинул ему на голову свой пиджак.

"Kiss" : "God Of Thunder"

"God Of Thunder" ("Громовержец"), 1977.

В конце 1973 года "Kiss" отправились в студию на запись своего первого альбома. А тем временем Билл Аукойн, менеджер, нанял бродвейского специалиста с тем, чтобы отшлифовать концерт своих подопечных. Были приглашены спецы по всяческим эффектам. В концерте планировали пламя, туман, взрывы и даже ракеты-гитары, изрыгавшие реактивное пламя, гидравлическую установку для подъема вверх барабанов. Короче, задача была создать шоу невиданное и неслыханное. И внешний вид "киссовцев" был тогда же пересмотрен. Если раньше они находились под влиянием "New York Dolls" и порой баловались даже дамскими шляпками, платочками и сапожками, то новый постановщик решил создать из них супергероев. Решил создать из них четырех персонажей еще не существующего комикса. Любопытно, что именно такой комикс впоследствии появился и даже стал очень популярным, ибо в Америке потребность в современной сказке высока. И комиксы тогда, а теперь еще вдобавок и компьютерные игры, вот эту самую потребность в сказке и выполняют. Ну, неважно. Четыре этих героя были - Демон (это был Джин Симмонс), Любовник (Пол Стэнли), Кот (Питер Крисс) и Ас Космоса (это был Эйс Фрэйли). При таком разнообразии персонажей и одновременно их единстве необходимости в одном человеке, скажем вокалисте, на котором концентрировалось бы внимание всей публики, такой необходимости не было. На концерте все четверо становились поистине равноправными участниками. То есть, тут действовал принцип невольно когда-то изобретенный еще "Beatles". Тем временем первая студийная попытка группы в феврале 1974 года вышла в свет в виде их первого дебютного альбома под названием "Kiss". Музыкальная критика встретила пластинку полнейшим единодушным презрением. А к критикам в Америке прислушиваются, кроме тех, естественно, кто критических статей не читает никогда. И вот, пожалуй, на них, то есть на этих молодых ребят, не читающих критических статей вся эта громкая, гордая и занозистая музыка и была направлена, на них и была рассчитана. Любопытно, что примерно треть песен с первой пластинки потом стали бессменными в концертной программе будущих знаменитостей. Однако, тогда в 1974 провал первой пластинки в коммерческом смысле означал, что "киссовцы" не винилом сильны, и что нужно использовать то, в чем они преуспевают. А именно, их концертную работу.

Вот на этом мы пока наших героев и оставим до будущей недели. Я же прощусь с вами, всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

"Kiss" : "I Want You"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015