РОК-ПОСЕВЫ

30 апреля 1993: Kiss - 8

Добрый вечер, друзья. О чем это я ? Да...

"Kiss" : "I Stole Your Love"

Да, да, да - вспомнил, вспомнил. (грассирует) Раскрашенные лица, громкие гитары, - вспомнил, вспомнил! Америка... - группа "Kiss"! Да уж раз взялись, надо продолжать до самого победного конца. Восьмой ломоть уж сегодня отрезаем мы от железной рок-н-ролльной буханки, восьмую часть сериала зачинаем. Но прежде чем отрезать, прежде чем зачать, заглянем, как обычно, все же в рок-хронику.

3 мая. В 1963 году "Rolling Stones" подписали контракт с первыми своими менеджерами - это были Эндрю Олдэм и Эрик Истэн.

4 мая. В 1963 году американская "The Beach Boys" попала в американский список со своей знаменитой песней "Surfin' USA".

5 мая. В 1968 году из-за внутренних конфликтов распалась группа "Buffalo Springfield". Выпавшие в осадок Стив Стиллз и Нил Янг образовали супергруппу с Дэвидом Кросби и Грэем Нэшем.

5 мая. В 1973 году вышел альбом Пола Маккартни "Red Rose Speedway".

5 мая. День рождения в 1948 году в Бирмингеме Билла Уорда - барабанщика, одного из основателей "Black Sabbath".

Толком новостей на этой неделе, в общем, нет никаких. "Да-а, уж, - скажете вы, - нет новостей". Нет, новости конечно есть. Вон целые страницы ими исписаны, но все какие-то пустопорожние эти новости, мелкотравчатые. Заслуживают, правда, внимания первые 5 мест в списке альбомов недели. Сразу становится понятной быстро переливающаяся наша музобстановочка. Итак, на 5 месте британского списка -- Дэвид Эссекс с альбомом "Cover Shot" ("Обложка"). Дэвид Боуи был на прошлой неделе на первом месте со своим новым альбомом "Black Tie White Noise" ("Черный галстук, белый шум"). Пластинка американской группы "R.E.M.", что значит "Rapid Eye Movement" ("Быстрое движение глаз") под названием "Automatic For The People" не выходит из списка уже много недель, и вот нынче опять поднялась до третьего места. На втором месте -- неувядающий Клифф Ричард. А на первом -- новая пластинка группы "Aerosmith" под названием "Get A Grip" ("Ухватись"), она же возглавляет и металлический список "Kerrang".

Если новостей не хватает на Западе, их надо искать на Востоке...

Репортаж А.Татищева

Итак, разгоняем нашу колымагу на восьмой заезд по маршруту американской группы "Kiss" - ведь два десятка лет - не шутка...

"Kiss" : "God Of Thunder"

В прошлый раз мы с вами рассматривали так сказать "четыре источника, четыре составные части киссизма". Речь шла о четырех индивидуальных проектах участников, о четырех сольных альбомах, которые киссовцы выпустили одновременно осенью 1978 года. Так, порой, какой-нибудь служащий, член трудового коллектива чувствует, что не дают ему как следует развернуться и думает себе: "Дали бы мне возможность, я бы им всем показал". А, заполучивши эту возможность, а вместе с ней ответственность, задумывается: "И чего это я стал высовываться? Так ведь было хорошо и спокойно. Всегда за товарища можно было спрятаться". Нечто подобное произошло и с нашими героями. Натешившись вволю музыкальным своим индивидуализмом и творческим эгоизмом, осознали они мощь своего первозданного коллектива и, полные обновленной силой взаимного притяжения, собрались вместе в январе 1979 года для записи следующего альбома. Те, кто помнит конец 70-х, не забудут и повального увлечения, охватившего тогда молодое человечество - было это, конечно, диско. И хоть впоследствии любой мало-мальски осведомленный в музыке слушатель с презрением отнесется к этому выхолощенному прикладному направлению, но тогда, перед лицом всеобщего обвала, сохранять ощущение своего собственного магнитного поля было нелегко. Девиация диско так и сбивала с курса, понимаете ли, творческий компас. Многие вполне уважаемые артисты в тот период оказались вовлеченными в этот круговорот, иначе, вроде, было нельзя, казалось, что ты можешь от жизни отстать безнадежно. Не избежали этой червоточины и участники "Kiss". Хотя они-то сделали это не столько из-за любви к удалому танцу тазобедренным суставом, но по собственному признанию Джину Симмонса: "Мы за свою жизнь написали столько песен, что хочется чего-то нового". Шеф-поваром этого новенького музблюда стал продюсер Винни Понсия. Понсия продюсировал сольную пластинку Питера Крисса - самую приглаженную, самую популярную по стилю из всех четырех. Понсия -- опытный, я бы даже сказал, матерый музыкант. Он написал для пластинки несколько песен, одна из которых под названием "I Was Made For Lovin' You" ("Я создан был, чтоб тебя любить") стала хитом средней руки в дискотеках по обе стороны Атлантики. О вы! Расслабляющего действия...

"Kiss" : "I Was Made For Lovin' You"

Итак, за 6 лет до описываемых нами событий, в 1973 году, когда "Kiss" подписали свой контракт с фирмой "Casablanca", они тогда включили в него специальный пункт, отражавший их взаимоотношения с директором Нилом Богартом. "В том случае, - говорилось в этом пункте, - если Нил Богарт покидает фирму "Casablanca", то группа "Kiss" становится свободной от контрактных обязательств". И вот, в 1979 году именно это и случилось - Богарт ушел из "Casablanca", и "Kiss" оказались вдруг вольными казаками. По законам свободного рынка, спрос и предложение взаимно связаны. Впрочем, это вы и без меня теперь знаете. Так вот предложения, поступавшие группе "Kiss", отражали высокий на них спрос. Разные пластиночные фирмы, как говорится, толкаясь локтями, старались перешибить друг у друга многозначностью аванса. Авансы эти по виду напоминали порой телефонные номера, причем номера не какие-нибудь деревенские, захолустные, а скажем областные или даже краевые. Впрочем и многозначностью зарплат вас теперь тоже не удивишь. Самой мощной и самой толстосумной оказалась тогда корпорация "PolyGram", которой наши герои и отдались за деньги. "PolyGram" -- это, однако, компания холдинговая, центральная, она занимается общим руководством, распространением, финансами. С артистами же работают творческие объединения, фирмы или, как здесь их называют, 'лэйблы' - то есть 'ярлыки'. Так вот вскоре после приобретения "Kiss" ненасытная корпорация "PolyGram" приобрела и "Casablanca". И как все сразу стало знакомо, как все стало хорошо. Так вот на "Casablanca" и продолжили, даже с тем же продюсером Винни Понсия. Вышла с ним же и следующая пластинка под названием "Unmasked" - то есть "Без маски". Она была выпущена в свет 20 мая 1980 года, и в тот же день опубликовано было объявление, которое верные фаны "Kiss" предчувствовали уже много лет. А именно, что барабанщик Питер Крисс решил покинуть группу.

"Kiss" : "Shandi"

"Shandi" с пластинки "Unmasked" ("Без маски"), группа "Kiss".

Официальной причиной ухода Питера Крисса, по его собственным словам, были поиски новых музыкальных направлений. Однако, еще по сольному его альбому видно, какие такие направления его привлекали. Кажется, что нравилась ему музыка мелодически пузырчатая, ритмически рассыпчатая. Впрочем, ежели интересно, можете сами справиться. С тех пор он записал 2 альбома "Out Of Control" ("Вне контроля") и "Let Me Rock You" ("Дай, я тебя покачаю"), на которых видно, что не чурался Питер Крисс и коммерческого джаза, коим полны американские радиоволны. Пластинки эти восторга ни у критики, ни у публики не вызвали и найти их сегодня можно разве что в магазине уцененных винилтоваров. На замену Питеру Криссу пришел некто по имени Пол Каравелла (мы-то его знаем под рок-н-ролльным псевдонимом Эрик Карр). Родился он 12 июля 1953 года в Нью-Йорке. До своего первого выступления с "Kiss" в нью-йоркском зале "Палладиум" в июле 1980, был музыкантом, широкой публике совершенно неизвестным. Ну, вы помните, что ушедший Питер Крисс на концертах гримировался под металлического кота. И для общего имиджа нужно было и Эрика Карра под какое-то животное раскрашивать. Он выбрал себе образ Лиса. И удачно, надо сказать, у него это получилось, потому что влился он в общую картину так плавно и пластично, так заподлицо подошел по всем статьям, что через некоторое время уже трудно было и вообразить, кто же это на его месте раньше-то сидел. Да и стиль у него был потяжелее. Эрик Карр был типичным хард-роковым барабанщиком. В этом обновленном составе отправились на европейские гастроли. Расписание такое: 3 концерта в Италии, 11 в Германии, 2 в Швеции, 4 во Франции по 1 в Бельгии, Швейцарии, Голландии, Норвегии и Дании, на Англию пришлось 4 концерта (2 на стадионе "Уэмбли" в Лондоне). И вот тут-то пришлось киссовцам столкнуться со всей строгостью наших муниципальных уложений. Англосаксонские народы (англичане в особенности), по моим наблюдениям, помешаны на безопасности. В Англии вон даже электрические вилки вместо двух штырей имеют три (третий для полнейшего заземления), внутри штепселя -- специальный предохранитель. Все провода особыми винтами схвачены, чтоб не дай бог! А говорят, все-равно их током бьет. Но неважно. Это я все к тому, что пожарный инспектор или инженер по технике безопасности при местном райсовете имеет большую власть и силу. И к тому же, каналья, как правило, взяток не берет. Вот как запретит (что-нибудь слишком рискованное для публики ему покажется) и все - перекраивай концерт, меняй режиссуру, модифицируй декорации. Например, Джин Симмонс на концерте на ракетном двигателе улетал наверх к колосникам. Сняли. Были особые пиротехнические эффекты специально для стадионов. Запретили. И пришлось соглашаться. Одна из причин была - уж больно участникам "Kiss" британская публика нравилась. Как говорится, "врубались" в их музыку уж больно хорошо. А британская публика по этой части разборчива, ее на рок-н-ролльной мякине не проведешь. Это вот так, глядя на картинки, на раскрашенные лица участников "Kiss", или слушая мой рассказ, можно подумать, что "вот, де, циркачи, зазнайки, американская масскультура, безвкусица" и так далее, но на самом деле все, побывавшие на концертах "Kiss", попадали под огневое бронебойное обаяние наших героев. После Европы отправились в Австралию в первый раз. Там пожарные инспектора не так донимали. Так уж "Kiss" развернулись на полную. Их концертное оборудование везли на 17-ти многотонных дальнобойных полуприцепах (одних динамиков было 400 штук). 100 человек обеспечивали на концерте безопасность. Еще 100 занимались светом, пиротехникой, установкой, электричеством и прочим. На открытых стадионных концертах пиротехника была такая, что видно было салюты верст за 30-40 (это ж одной взрывчатки сколько надо!). А конфетти в публику высыпали каждый раз 75 кило. А уж когда размещались в гостинице, то занимали враз 80 многоместных номеров. Ну не дать, ни взять - Большой театр.

"Kiss" : "Hard Times"

"Hard Times" ("Тяжелые времена") и группа "Kiss".

После пластинок "Dynasty" ("Династия") и "Unmasked" ("Без маски"), записанных с Винни Понсия, пластинок, имевших некоторый налет дискотечности, как вы слышали, следующую решили записать с продюссером Бобом Эзриным, с ним была записана в свое время пластинка "Destroyer" (в марте 1976 года она вышла). Эзрин эти годы сложа руки не сидел - записал два альбома Элиса Купера, работал с английской группой "The Babies", которую за уши к славе ему вытянуть так и не удалось, он стоял у руля первого сольного альбома Питера Гэбриэла - бывшего вокалиста "Genesis". От Эзрина ждали мудрого и чуткого руководства, все помнили его былые заслуги перед "Kiss". Таким образом, и группа, и продюсер к записи нового альбома подходили с ощущением сверхзадачи. Важно было не просто 45 минут музыки уложить на ленту, но выдать при этом что-нибудь такое, о чем бы все только и говорили. Но не зря, ой не зря семья и школа учат скромности, потому как скромность плюс прилежание - большие успехи дает. Отсутствие же скромности есть гордыня, а гордыня предшествует падению. Короче, следующую пластинку решили делать концептуальной, начинив ее высоким идейно-философским смыслом.

"Во все времена повсеместно силы добра и зла вели непримиримую битву. И битва эта продолжается сейчас по всему миру и внутри нас самих. С незапамятных времен среди людей главенствовала фигура старца, старейшины. Он выбирал и обучал героев на битву с несправедливостью и злом. Старейшина - собирательный образ, ему принадлежит бесконечная мудрость века. Он олицетворяет знание и добро. Он был уже старым при рождении мира. Сила его бессмертна. Он защищает и сохраняет вселенную. Он принял человеческую форму, чтоб быть среди людей. Старейшины руководят нами."

Это, как понимаете, были не мои слова, это была цитата Джина Симмонса, объяснявшая концепцию, о которой один из критиков заметил: "Еще одна куча псевдомистического дерьма, какое-то мумбо-юмбо". Вот из этого псевдомистического удобрения и выросла пластинка "The Elder" ("Старец" или "Старейшина"). Я хотел рассказать о том, как она записывалась, но тут, вроде бы, времени нет. Это - продолжение известных современных сказаний о начале времен. Работа над пластинкой велась в обстановке географической разбросанности - Боб Эзрин живет в Торонто и очень привязан к своей семье, потому, скажем, вытягивать его на записи в Нью-Йорк на длительный период представлялось бесчеловечным. Регулярно летали в Канаду, возвращались в Нью-Йорк, кроме того Эйс Фрейли, например, над своими сольными кускам работал в домашней студии, да и другие участники тоже - вносили лепту поодиночке и привозили готовые куски в студию. Вы по мои присказкам уже, наверное, догадались, что ничего путного из этой пластинки не получилось. Оно, в общем, действительно так и есть: альбом "The Elder" из всех киссовских альбомов разошелся самым малым тиражом, после его выхода Армия "Кисс" - последователей группы - со ста тысяч человек усохла ровно наполовину. Если уж задаться целью сказать что-нибудь хорошее, так это может быть то, что он познакомил их с певцом и поэтом Лу Ридом, который сочинил слова для двух песен пластинки. Однако - не задумчивостью текстов привлекали к себе публику киссовцы. Их любили за карнавал чувств, за бесшабашный фейерверк рок-н-роллья. Я просто хочу сказать, что композиция "Dark Light" ("Темный свет"), сочиненная Эйсом Фрейли, стала своеобразной лебединой песней этого музыканта в составе родной группы.

Но вот о дальнейших перемещениях самого загримированного в истории рок-н-ролльного квартета мы продолжим как-нибудь в другой раз, а пока я прощусь с вами до встречи на будущей неделе на короткой бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

"Kiss" : "Dark Light"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015