РОК-ПОСЕВЫ

7 мая 1993: Kiss - 9

Добрый вечер, друзья. Воздержимся от соблазнительных, но сомнительных шуток по поводу предстоящего праздника 9 мая, типа того, что, мол, выпьем за НАШУ победу. Скажу только, что цифра 9 для нас нынче знаменательна, потому что именно девятой программой продолжаем мы сегодня сериал о группе...

"Kiss" : "Naked City"

... именно! Именно-с батенька! Группа "Kiss" - и никто другой. Но все эти, понимаете ли, поцелуйчики - потом, а сначала, батенька, ХРОНИКА! ХРО-НИ-КА!

8 мая. День рождения в 1944 году Гарри Глиттера, урожденного Пола Гадда.

8 мая. День рождения в 1955 году Алекса Ван Хейлена - барабанщика из "Van Halen".

8 мая. А вот дата, имеющая отношение к сегодняшнему рассказу. В 1982 году от рака в возрасте 39 лет скончался Нил Богарт - директор фирмы "Casablanca".

9 мая. 20 лет назад Мик Джаггер вручил чек на 350.000 долларов пострадавшим от землетрясения в Никарагуа. 200.000 собрали на благотворительном концерте "Rolling Stones" в Лос-Анджелесе, а еще 150.000 Джаггер добавил от себя лично.

9 мая 1991 года самоубийством покончила Янка Дягилева.

10 мая. В 1963 году "Rolling Stones" пришли на свою первую сессию звукозаписи в студию "Олимпия", во время которой была записана первая сорокапятка группы - песня "Come On".

10 мая. День рождения в 1946 году Донована, урожденного Донована Лейча - гитариста, сочинителя и певца.

10 мая. День рождения в 1957 году в Англии Сида Вишеза - басиста из "Sex Pistols", ныне, увы, покойного.

10 мая. День рождения в 1960 году вокалиста группы "U2" Боно Вокса.

11 мая. День рождения в 1941 году в Англии Эрика Бердона - основателя и певца группы "The Animals".

12 мая. 20 лет назад альбом "Led Zeppelin" "Houses Of The Holy" ("Дома святых") поднялся на 1 место в американском списке альбомов.

12 мая. День рождения в 1948 году Стива Уинвуда. Произошло это в Бирмингеме, в Англии. Певец, продюсер, мультиинструменталист, участник группы Спенсера Дэвиса, основатель "Traffic", участник "Blind Faith" с Эриком Клаптоном.

13 мая. В 1968 году "Beatles" потрясли весь мир, ответив отказом на приглашение выступить перед королевой Великобритании в лондонском зале "Палладиум".

13 мая. День рождения в 1950 году Стиви Уандера, урожденного Стивлена Морриса Хардуэя, произошло это в Детройте.

13 мая. День рождения в 1950 году в Англии в Лондоне Питера Габриэля - певца, продюсера, мультиинструменталиста и сочинителя, основателя группы "Genesis".

14 мая. День рождения в 1943 году в Глазго Джека Брюса - басиста и певца, игравшего с Алексисом Корнером, затем с Джоном Майаллом, потом в группе "Cream" с Эриком Клаптоном.

Из последних новостей. "New Musical Express" сообщает, что Принц - этот замечательный, универсальный американский артист - перестает заниматься студийной записью музыки. Принцу 34 года, последние 15 лет ежегодно он выпускал новые альбомы. Принц хочет заняться кинофильмами, театральными постановками, ночными клубами, как он говорит "всякими взаимодействующими искусствами". Принц оставляет в наследство около 500 записанных, но пока не выпущенных композиций, поэтому его фирма "Paisley Park" будет по-прежнему регулярно выдавать виниловую и прочую продукцию далеко за пределами XX века.

Британский список недели вот уже сколько лет подряд определялся международной корпораций "Галлоп", производившей статистическую сводку тиражей и продажи. Теперь радио и телевидение Би-би-си заключили контракт с другой фирмой, которая приступит к работе с 1 февраля 1994 года. Однако, старая фирма "Галлоп" заявила, что дела своего все равно не бросит, что она будет выпускать собственный параллельный список, используя многолетние наработанные связи.

Из Америки сообщают, что на Бродвее снова поставлена рок-опера "Tommy", которую, как известно, сочинил еще когда-а-а гитарист "Who" Пит Таунзэнд. Отрадно то, что в первый же день перекрыт бродвейский рекорд по кассе. Билетов продано на 495.000 долларов (это почти полмиллиона "зеленых").

Наконец, 25 мая выходит новый двойной концертный альбом Оззи Озборна под названием "Live & Loud", записанный во время прощальных гастролей Оззи. Музпресса усиленно намекает на воссоединение "Black Sabbath" со своим заблудшим вокалистом. Переговоры ведутся, результатов можно ожидать месяца через 2-3.

Ну, а теперь новости отечественного рока, на проводе - Москау.

Репортаж А.Татищева о 10-летии группы "Наутилус Помпилиуса"

Итак, вернемся с вами к рассказу, который мы прервали, а, вернее сказать, скомкали на альбоме "The Elder" ("Старейшина"). И потому сегодня начнем оттуда же, перехватим у самих себя эстафетную палочку, а может даже и часть дистанции снова пробежим. Итак, приступая к записи пластинки и группа "Kiss" и особенно продюсер Боб Эзрин полны были решимости, как говаривали раньше в Одессе, "сделать чего-нибудь особенного", начинив ее высоким идейно-философским смыслом. "Во все времена, повсеместно, силы добра и зла вели непримиримую битву и битва эта продолжается сейчас по всему миру и внутри нас самих. С незапамятных времен среди людей главенствовала фигура Старца, Старейшины - он выбирал и обучал героев на битву с несправедливостью и злом. Старейшина - собирательный образ, ему принадлежит бесконечная мудрость века, он олицетворяет знание и добро. Он был уже старым при рождении мира, сила его - бессмертна, он защищает и сохраняет вселенную. Он принял человеческую форму, чтоб быть среди людей. Старейшины руководят человечеством". Это, как понимаете, были не мои слова, это была цитата Джина Симмонса, объяснявшая концепцию, о которой один из критиков заметил: "Еще одна куча псевдомистического дерьма, какое-то мумбо-юмбо". Ну вот из этого псевдомистического удобрения и выросла пластинка "The Elder" ("Старец" или "Старейшина"). Это - продолжение известных современных сказаний о начале времен. Работа над пластинкой велась в обстановке географической разбросанности: Боб Эзрин жил в Торонто и очень привязан к своей семье, потому, скажем, вытягивать его на записи в Нью-Йорк на длительный период представлялось бесчеловечно. Регулярно летали в Канаду, возвращались в Нью-Йорк. Кроме того, Эйс Фрейли, например, над своими сольными кусками работал в своей домашней студии. Да и другие участники тоже вносили лепту поодиночке и привозили готовые куски в студию. Вы по моим присказкам уже, наверное, догадываетесь, что ничего путного из этой пластинки не получилось. Оно, в общем, действительно так и есть. Альбом "The Elder" из всех киссовских альбомов разошелся самым малым тиражом. После его выхода Армия "Кисс", то есть последователи группы, со 100.000 человек усохла ровно наполовину. Ну уж, если задаться целью сказать что-нибудь хорошее, так это, может быть, то, что он познакомил их с певцом и поэтом Лу Ридом (он - это продюсер). Лу Рид сочинил слова для двух песен пластинки, однако не задумчивостью текстов привлекали к себе публику киссовцы. Их любили за карнавал чувств, за бесшабашный фейерверк рок-н-роллья и в этом смысле самой сильной композицией пластинки была вещь, сочиненная гитаристом Эйсом Фрейли "Dark Light" ("Темный свет"). Композиция эта стала своеобразной лебединой песней этого музыканта в составе родной группы.

"Kiss" : "Dark Light"

"Dark Light" ("Темный свет") с пластинки "The Elder" ("Старейшина"), композиция Эйса Фрейли.

"Лично я пластинкой "The Elder" был недоволен, - сказал впоследствии Эйс Фрейли, - многое меня на ней не устраивало: звук барабанов, продюсерский подход. Например, дома у меня хранятся сольные гитарные куски, написанные для этой пластинки, которые продюсер Боб Эзрин выкинул при окончательном микшировании. Над звуком мощных гитарных аккордов я бился в своей студии часами. Он же их в пластинку просто не включил. При этом даже не позвонил, чтоб сказать мне об этом. Пресловутая концепция так им овладела, что о музыке он забыл. С Эзриным с тех пор я не разговариваю."

Подобные высказывания, просочившиеся в печать, породили слухи об уходе Эйса Фрейли, и фирма "Phonogram", вложившая в "Kiss" немалые деньжищи, должна была действовать безотлагательно. Из четырех новых песен и нескольких отобранных старых скомпоновали пластинку, которую выпустили в продажу только в Европе и на Дальнем Востоке. Называлась она "Kiss Killers" - то есть "Убийственные песни Kiss". На всех новых "убийственных" вокалистом, то есть запевалой, был Пол Стэнли, а Эйс Фрейли, хоть и был указан на обложке, в записи практически участия не принимал. Факт этот малоизвестен, но вам я его по секрету сообщу - это то, что роль соло-гитариста взял на себя все тот же Пол Стэнли. Он признавался, правда, что порой, когда ему было не под силу, на запись приходил приятель - гитарист Робин Кросби, участник никому не известной тогда группы "Ratt". Такое же распределение ролей сохранилось и на следующей пластинке "Kiss", на студийном альбоме "Creatures Of The Night" ("Ночные твари"). Эйс Фрейли в ней тоже участия не принимал, но теперь уже по другой причине: на своей мощной спортивной машине "Порш" ехал он лихачом да и въехал прямо в стену. Стену пробил, а потом врезался в дерево. Машина при этом была разбита всмятку. Ее пришлось списывать. Сам же угодил в больницу на 2 с лишним месяца с ущемлением позвоночника, переломанной ногой в лодыжке и сильно расплющенным носом. Забегая вперед, скажу, что вместо списанного "Порша" он купил потом по выздоровлению спортивную "Де Лориан". И вот об этой машине надо бы сказать пару слов. Де Лориан - это американский предприниматель, который построил завод в Северной Ирландии и начал выпускать эти спортивные машины. Помню видел одну из них на выставке: двери открываются вверх, как, понимаете ли, лебединая песня, то есть крылья; внутри по-над кожаными креслами приборов -- как в реактивном самолете. Но самое главное, что отличало "Де Лориан" от других машин -- это то, что корпус у нее был из нержавеющей стали, и дизайнеры машины решили ее не красить (зачем, коль она и так не ржавеет). Завод работал, уже были выпущены тысячи машин, и тут разразился скандал. Выяснилось, что фабрикант Де Лориан для финансовой поддержки своего нуждающегося предприятия занялся перепродажей крупных партий наркотиков. Де Лориана арестовали. Завод пришлось закрывать. И машина, выпуск которой был прекращен, стала сразу редкой и коллекционной.

"Kiss" : "War Machine"

"War Machine" ("Военная машина") с пластинки "Creatures Of The Night" ("Ночные твари"), группа "Kiss".

Из-за аварии и перенесенной травмы Эйс Фрейли поневоле стал музыкальным отшельником, засел дома в своей 24-дорожечной студии. Сочинял, записывался, причем возвратный суффикс "-ся", означающий, что он записывал сам себя, был Эйсу Фрейли особенно приятен, потому что по собственному признанию инженерная, техническая, продюсерская сторона дела была всегда для него не менее интересна, чем сама музыка. Пластинка "Creatures Of The Night" записывалась в Лос-Анджелесе в студии "Record Plant", сводилась в Нью-Йорке. И вот здесь, на этой стадии, Эйс Фрейли в ней немного поучаствовал. Незадолго до окончания поступили грустные известия - наставник киссовцев и основатель их пластиночной фирмы Нил Богарт скончался от рака в возрасте 39 лет. Альбом "Creatures Of The Night" посвящен ему. Нил Богарт был, конечно, постарше ребят, но ненамного - он 1943 года, а, скажем, Симмонс -- с 1947. Остальные ребята, в основном, 1950 года рождения. Другими словами, был он их сверстником, а когда твои сверстники начинают отправляться в мир иной, то поневоле осознаешь, что карнавал жизни не вечен, и в голову начинает лезть философия о бренности земного бытия. У участников "Kiss" не за горами был уже 10-летний юбилей. Две пятилетки размалевывали они уже себе лица для всех абсолютно публичных выступлений и появлений. И вот эта придуманная ими самими же рок-н-ролльная буффонада 30-летним мужчинам (а Симмонсу было уже все 35), конечно, уже была не в кайф, а в лом. Разговоры о срывании масок, о показе истинной личины, ходили в группе давно. Вырвавшийся из коллективной поруки Питер Крисс, например, выступал уже по телевизору вовсю в натуральном обличии, с радостью подставляя телекамерам свое истинное природное лицо. Нельзя сказать, чтоб зрелище было особенно привлекательным, потому что в костюмчике с галстуком похож он был на какого-то провинциального финансиста. При этом еще говорил, что не любит тяжелый металл. Да и саму группу "Kiss" тоже не очень-то жалует. В такой обстановке срывать с себя маски было рано. Решено было оставаться 'Creatures Of The Night' ('Ночными тварями').

"Kiss" : "Creatures Of The Night"

"Creatures Of The Night" ("Ночные твари"), песня с одноименного альбома группы "Kiss", запись, кажется, 1982 года. Да, в 1982 году пластинка эта вышла в свет.

Итак, Эйс Фрейли оправился и вернулся на работу, и всем журналистам неизменно говорил: "Как видите я все еще здесь и никуда не ушел."

Но от такого заявления только понятнее становилось, что его уход -- лишь вопрос времени. Надвигались длинные гастроли, впервые за последние 3 года. Планировалось 100 концертов с небольшим перерывом посередине. Отрепетировали 20 отборных песен, обновили сказочные сапоги, доспехи, накупили банок с гримом. Среди сценического реквизита кроме сотен динамиков и прожекторов был еще, скажем, настоящий танк. Куда уж тут было остальным, скажем, даже тем же "AC/DC" с их стреляющей пушкой.

"Мы неподражаемы," - сказал тогда Пол Стэнли, - "подражать нам просто невозможно. Всякий, кто попытается это сделать, будет похож на маленького мальчика, который угрожает побить папу. Говорить-то он может сколько угодно, но сделать этого не сможет никогда".

При такой массированной концертной поддержке альбом "Creatures Of The Night" был, как говорится, просто обречен на успех. Тем более, что выдержан он был в добротном цельнометаллическом ключе. И вот где-то здесь, на водоразделе между пластинкой и гастролями, стало окончательно известно об уходе гитариста Эйса Фрейли. Уход, собственно говоря, стал новостью только для публики. Группа уже об этом знала и вела переговоры и прослушивания различных гитаристов несколько недель. Казалось бы, что при успешности положения группы "Kiss" с одной стороны и при обилии замечательных первоклассных музыкантов в Америке с другой, проблемы нет - выбери самого лучшего да нанимай. Но не тут-то было. Группа "Kiss" сильна была своей анонимностью, я бы сказал даже -- корпоративной анонимностью. Известного человека, знакомое публике лицо, туда принимать было нельзя. Другими словами, необходимо было найти гитарную звезду, которая еще звездой не стала. Такого человека в конце концов нашли - звали его Винсент Кузано. Мы его знаем под именем Винни Винсент.

И вот тут, в самый такой хватающий момент, опять приходится прерываться, чтобы может хоть на будущей неделе добить этот многомучимый сериал до победного конца, вбить в него последний осиновый кол. Мне же остается проститься с вами до встречи в будущую пятницу, в полночь, на короткой бибисейской волне, всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

"Kiss" : "Lick It Up"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015