РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

6 августа 1993: The Beatles - 5

Добрый вечер, друзья. На востоке Турции, в Курдстане, у подножья южного склона Армянского Тавра, близ озера Ван расположен город Битлис. Ну, и живут в нем, соответственно, битлисы. Затем, на юго-западе Македонии, в бывшей Югославии, в Прилепской котловине, находится город Битола, где, как я полагаю, проживают битолы. "Ну и что?" - скажете вы. А ничего. На первый взгляд - ерунда, а если присмотреться - то это небольшое географическое изыскание - мой скромный вклад в мировую битлологию.

А вообще-то самая битловская страна - это Русь. Этим летом наш двухэтажный красный автобус ездил по Заволжью и Приуралью. Так вот, в Челябинске подходит милиционер, в полной форме, с табельным оружием и говорит:

- Вы с Би-Би-Си?
- С Би-Би-Си.
- Из Лондона?
- Из Лондона?
- Скоро назад поедете?
- Скоро, - говорят.

Улыбнулся милиционер широко, просветлел лицом, и, набрав в могутную грудь воздуха, говорит: "Передавайте тогда привет Полу Маккартни!"

Что мы сегодня, в некотором роде и делаем, ибо продолжаем начатый в июне битлологический сериал пятой по счету передачей.

7 августа. День рождения в 1958 году Брюса Дикинсона, вокалиста "Iron Maiden". Но, кажется, я уже об этом на прошлой неделе говорил.

8 августа. День рождения в 1961 году гитариста ирландской группы U2, известного под псевдонимом The Edge. Настоящее его имя Дэвид Эванс.

9 августа. В 1963 году в Британии была показана первая рок-н-ролльная телепрограмма "Ready, Steady, Go" - что в переводе значит "На старт, внимание, марш". Первые шаги к славе на этой передаче сделали Боб Дилан, "Rolling Stones", "The Who" и многие другие.

10 августа. День рождения в 1947 году в Эдинбурге в Шотландии Яна Андерсона - вокалиста и флейтиста, основателя "Jethro Tull".

11 августа. В 1968 году The Beatles торжественно открыли свою пластиночную фирму "Apple Records". Первые диски, выпущенные на ней, были сорокапятка "Битлз" "Revolution" и музыка Джорджа Харрисона к кинофильму "Wonderwall".

12 августа. День рождения в 1941 году вокалиста и гитариста "Dire Straits" Марка Нопфлера.

Тут как раз сообщение для челябинского милиционера и всех, кто посылал привет Полу Маккартни. Из Америки сообщают, что он отказался от спонсорства крупнейшего американского автомобильного гиганта "Дженерал Моторс", предложившего финансировать гастроли Маккартни, после того, как узнал, что в своих лабораторных исследованиях автомобильный концерн использовал живую скотину. Люди из американской организации "Этическое отношение к животным" рассказали Маккартни, что ученые по технике безопасности из "Дженерал Моторс" затягивали свиней в специальные постромки, а потом имитировали автомобильные аварии, чтоб посмотреть какой урон здоровью нанесет, скажем, удар рулевой баранкой или еще какой запчастью. И что же вы думаете, маккартниевский отказ подействовал. Фирма "Дженерал Моторс" домашних животных в своих испытательных целях больше не применяет.

Группа Nirvana у нас тут в большой моде. Недели нет, чтоб о ней не писали. Вот и нынче музгазеты сообщают, что для предстоящих американских гастролей "Nirvana" расширилась с трио до квартета. Взяли еще одного гитариста. Зовут его Пэт Смиэр. Раньше он играл в группе "Germs", что в переводе значит "Микробы", "Бактерии". Группа, однако, еще в 1981 году распалась, и Пэт Смиэр жил в Лос-Анджелесе с подругой и целой стаей птичек, которую он держал в доме. Зарабатывал поденно студийными записями. Многие группы приглашали Пэта Смиэра. В частности "PIL" ("Public Image Ltd.") или "Red Hot Chili Peppers", но он неизменно отказывался. Курт Кобейн из "Nirvana", довольный этим пополнением, подчеркивает, однако, что гитариста взяли они только для гастролей.

И, наконец, в октябре выходит перемикшированная коробка пластинок Led Zeppelin. В коробке 2 альбома (31 песня) плюс брошюра с текстами на 48 страниц. Коробка называется "Remasters". Это второй сборник подобного рода. Первый том избранных "зэппелиновских" песен уже выходил в свет.

На этом западные новости мы закончим, обратимся на восток. Из Москвы - наш корреспондент Алексей Татищев.

Репортаж Алексея Татищева

Спасибо, Алексей Татищев, а теперь, покончив с делами хроникальными и текущими, возвратимся к нашему битлологическому сериалу.

  Музыка The Beatles   I'm Gonna Sit Right Down And Cry (Over You)   

Кашеобразный звук, шум тарелок, звон стаканов... Что это такое? Что за безобразие в эфире? Это песня "Вот я сяду и заплачу по тебе", по-английски она называется "I'm Gonna Sit Right Down And Cry (Over You)" - запись, сделанная в Гамбурге в Западной тогда еще Германии в середине декабря 1962 года в клубе "Star Club", что на улице Гроссе Фрайхайт, номер 39.

Но здесь бы нам надо определить хронологию. Напомню, что первая сессия звукозаписи "Beatles" с Джорджем Мартином (это была пробная сессия) состоялась 6 июня 1962 года. После нее "Beatles" поехали в Гамбург. По возвращении из Гамбурга (приехали тогда уже с новым барабанщиком Ринго Старром) был подписан контракт с "Парлофоном" и 4 сентября 1962 года "Beatles" пришли в студию уже для всамделешнего музицирования. Были записаны песни "Love Me Do" и "I Love You" для другой стороны пластинки и эта одиночная пластинка вышла в свет 5 октября 1962 года, достигнув нумера 17 в британском хит-параде. Окрыленные таким поворотом дела, "Beatles" снова пришли в студию 26 ноября 1962 года и там под руководством Джорджа Мартина записали "Please Please Me" и "Ask Me Why" уже для следующей 45-ки. Кстати Джордж Мартин хотел тогда, чтобы "Beatles" записали песню "How Do You Do It?" ("Как ты это делаешь"). Эта песня впоследствии стала хитом у другой ливерпульской группы, у "Gerry & The Pacemakers". Ребята были от этой песни не в восторге, но чтоб продюсера уважить все-таки ее записали. После этой звукозаписи вскоре поехали в Гамбург на 2 недели. У "Beatles" там был ангажемент на период с 18 по 31 декабря. Они поехали, так сказать, на рождественскую халтуру. Поехали в Гамбург в хорошо знакомый и обжитой для них "Star Club". Именно в течение этих двух недель некто Адриан Барбер записал выступления "Beatles" на своем домашнем магнитофоне, используя единственный микрофон, как вы понимаете, не лучшего качества. Мы впрочем, только что слышали. Качество довольно-таки отвратное. Надо сказать, что Барбер писал не только "Beatles", он записывал тогда вообще всех подряд. В "Стар Клубе" потому что выступали различные ливерпульские команды.

Лента Адриана Барбера попала к человеку по имени Тэд Тэйлор, который в 1964 году, когда "Beatles" уже прославились, предложил эту ленту Брайану Эпштейну. Эпштейн, прослушав, естественно, ленту отверг. Нужно ли говорить, какую "ценность" представляет запись такого вот свойства и качества. Однако, отвергнув ее по художественным параметрам, Эпштейн предложил эту ленту купить, и даже выложил на стол целых 20 целковых. В те годы 20 фунтов было, ну приблизительно, половина месячной зарплаты рабочего. Тэйлор ленту за эти деньги не отдал. Потом эти катушки попали к одному звукотехнику в Ливерпуле. Выпускать их на пластинке никто не хотел. Так они и пылились на полке. Только в начале 70-х самый первый менеджер "Beatles" Алан Уильямс, разговорившись с этим самым звукотехником, случайно выяснил о существовании лент, и включился в работу. Он обошел множество пластиночных фирм, но никто к этим записям интереса так и не проявил. Вильямс - то ли от отчаяния, то ли чтобы застращать мировое человечество - пригрозил эти ленты вообще уничтожить. Только тогда на них нашелся покупатель. Вот давайте послушаем следующую песню с этих неуничтоженных лент. Это известная битловская "I Saw Her Standing There". Для нас песня сегодня интерес представляет потому, что, записанная в середине декабря 1962 года, она по крайней мере на 3 месяца предвосхищает известный всем нам студийный вариант.

  Музыка The Beatles   I Saw Her Standing There   

"Жестокая правда о "Битлз" - можно бы было так назвать нашу передачу. Песня "I Saw Her Standing There". Запись декабря 1962 года в гамбургском "Стар Клубе".

История умалчивает, за какую сумму Алан Уильямс в конце концов продал эти ленты, но известно, что потом почти 50 000 долларов было истрачено на улучшение звука, на фильтрование сигнала и на перевод первоначальной бобины, записанной на малой скорости, всего 8 1/2 сантиметра в секунду на широкую быстромотающуюся 16-дорожечную студийную ленту. Вся известная техника была брошена на улучшение качества. Всякие там эквалайзеры, компрессоры и прочее и прочее. Конечно, студийного звучания добиться им не удалось (мы, в общем, сейчас это все слышали), но, учитывая то, в каких условиях и на какой аппаратуре все это было записано, результат все же, должен сказать, довольно впечатляющий.

Из этих лент было выбрано 30 песен. Говорят, что среди оставшихся в основном варианты тех же песен, записанных в другие дни. Из этих тридцати 26 вошли в двойную пластинку, которая вышла 8 апреля 1977 года в Западной Германии на фирме "Беллафон". Альбом назывался "The Beatles Live In Star Club In Hamburg, Germany", думаю, перевода не требуется. Чуть позже, 25 мая 1977 года, пластинка вышла в Великобритании на фирме "Lingasong" под кодом LNL 1, а потом в Америке 13 июня 1977 под кодом LS-2-7001. Позже, 4 года спустя в 1981 фирма "AFE" выпустила двойной альбом под названием "Beatles Historic Sessions" ("Битлз": исторические записи" или "Исторические сессии") со всеми 30 песнями. Вот именно этой пластинкой сегодня мы и пользуемся. Давайте сейчас послушаем композицию Чака Берри, она называется "Roll Over Beethoven" ("Поворачивайся, Бетховен"). Напоминаю, записана в период в 18 по 31 декабря 1962 года в "Стар Клубе" в Гамбурге, тогда еще в Западной Германии.

  Музыка The Beatles   Roll Over Beethoven   

"Roll Over Beethoven" ("Поворачивайся, Бетховен") - The Beatles. Записи, сделанные в "Стар Клубе" в Гамбурге в Западной Германии в декабре 1962 года.

Я, знаете ли, понимаю теперь, почему Брайан Эпштейн предложил 20 целковых (немалые, в общем, тогда деньги) за такую ерундовскую ленту. Он просто сознательно поддавался шантажу. Действительно, такие документы, как эта лента, лучше бы в свет с точки зрения "Beatles" конечно было бы не выпускать. Проигрывая одну за другой песни с гамбургского альбома "Beatles" мы на этом музыкальном фоне давайте-ка возвратимся к событиям групповой предыстории. В частности, продолжим мы рассказ о молодых годах самого Брайана Эпштейна, ибо без его интуиции, без его настойчивости, без его жажды совершенства, события могли бы развиваться совсем иначе.

В прошлой программе мы остановились на том, как Брайан Эпштейн, решивший стать актером, поехал в Лондон, успешно сдал вступительный экзамен, на котором он читал из Шекспира и Эллиотта, и бы тут же принят в известной заведение под названием RADA, то есть "Royal Academy of Dramatic Arts" ("Королевская академия драматических искусств"). Изумленные родители только руками всплеснули узнав, что их чадо бросает семейное мебельное дело.

Поступая в Академию, Брайан видимо преследовал, во-первых, неясно бродившую в нем идею служения искусству, а, во-вторых, искал область, в которой он бы мог себя выразить как можно полнее. Оказалось, что тут-то и собака зарыта. Выяснилось, что не один он такой. Выяснилось, что среди будущих актеров почти все снедаемы жаждой самовыражения. Что почти все студенты выказывают себя и хлещутся друг перед другом. Вот эту постоянную показуху Брайан Эпштейн крепко невзлюбил. "Через 3 семестра, - пишет он, - во мне выработалась стойкая неприязнь к человеческому типу актера. Неприязнь, которая не оставляет меня и по сей день. Я ужасался самолюбованию этих людей и тому равнодушному отдалению, которое проявлялось в них по отношению к остальному человечеству и его проблемам".

Вернувшись домой в Ливерпуль на каникулы, Брайан как-то пошел с родителями поужинать в отель "Адельфи". И вот там, в ресторане, мать стала просить его не ехать снова в Лондон, не продолжать актерское учение. К ее удивлению, сын с этим согласился довольно легко. Стоял 1957 год. Брайану было 23. К этому времени его брат Клайв возвратился со срочной службы на флоте и родители Гарри и Куини решили поручить своим сыновьям управление большим новым магазином. На улице Грейт Шарлот Стрит в центре Ливерпуля открывалось новое музыкальное семейное заведение. Клайв, брат Брайана Эпштейна, взял на себя отдел аппаратуры, а Брайан -- пластинки. Начинал он всего с одним помощником, но постепенно довел штат до 30 человек. Причем к тому времени отдел занимал в магазине целых 2 этажа. Надо сказать, что работал Брайан очень упорно, не покладая рук. И в процессе работы выработал свою систему заказа и перезаказа пластинок, при которой ни один из его покупателей не уходил неудовлетворенным, потому что пластинки определенного номинала в его отделе не кончались никогда. Чувствуете? Образ героя уже начинает вырисовываться.

Вот тут мы рассказ, пожалуй, и прервем до будущей недели. Мы встретимся снова в пятницу на короткой, а кое-где уже и на средней бибисейской волне, в пятницу в полночь с повтором в субботу и понедельник. Оставляю вас с песней "Hippy Hippy Shake", записанной в декабре 1962 года в Гамбурге, и желаю вам всего самого-самого лучшего. Счастливо вам, ребята!

  Музыка The Beatles   Hippy Hippy Shake   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015