РОК-ПОСЕВЫ

Читайте также:

13 августа 1993: The Beatles - 6

Добрый вечер, друзья. Любой язык - даже родной - можно изучать до бесконечности, а уж иностранный - тем более. Я вот английский больше тридцати лет долбаю. Кое-какие успехи, конечно, сделал, но все равно - конца и края этому нет. Листаю на днях словарь аллюзий, то есть сборник английских крылатых фраз, вошедших в обиход. Натыкаюсь на выражение "Fifth Beatle" - "Пятый битл". Обозначает оно человека, который в общем деле участвовал наравне, а вот слава и успех ему не достались. Ближе к нашей теме, можно сказать, что к знаменитой битловской четверке критики и журналисты часто приписывали пятого - то это был Джордж Мартин, продюсер и автор многих аранжировок, то - Пит Бест, барабанщик раннего периода, не смену которому пришел Ринго Старр, то Стю Сатклифф, который безвременно скончался от опухоли мозга. На обложке пластинки "Abbey Road", как вы помните, вся четверка, один за другим, переходит дорогу. Позади, поодаль, стоит машина, фольксваген-"жучок", по-английски "битл". "Вот это, - сказал один остряк, - и есть тот самый пятый битл, о котором без конца говорят". Но если серьезно, то термин был придуман в 1964 году американским диск-жокеем, званием "Пятый битл" он наградил тогда менеджера, Брайана Эпштейна, которому это, кстати, совсем не польстило. Вот рассказом о пятом битле мы и продолжим наш битлологический сериал программой за нумером шесть, заглянув для начала в рок-хронику.

14 августа. 35 лет назад, в 1958 году, мать Элвиса Пресли Гладис скончалась в методистской больнице города Мемфиса от инфаркта. Ей было 42 года. Рядовому Пресли дали внеочередной краткосрочный отпуск для поездки на похороны.

14 августа. День рождения в 1941 году в Лос-Анджелесе Дэвида Кросби, участника "Crosby, Stills & Nash" - знаменитой американской команды конца 60-х.

15 августа. 35 лет назад молоденький Бадди Холли женился на Марии Елене Сантьяго. Произошло это в штате Техас всего 2 недели спустя после их знакомства.

15 августа. Грустная дата в отечественном календаре - 15 августа 1990 года в автокатастрофе погиб Виктор Цой.

16 августа. День смерти Элвиса Пресли, он умер в 1977 году.

16 августа. В 1962 году The Beatles уволили своего барабанщика Пита Беста, на замену которому пришел Ринго Старр.

19 августа. В 1964 году начались первые американские гастроли The Beatles. Сразу же начали работать на больших открытых стадионах.

19 августа. День рождения в 1939 году в Лондоне Джинджера Бейкера, урожденного Питера Бейкера, одного из ведущих рок-барабанщиков 60-х и 70-х. Участник групп "Cream" ("Сливки"), "Blind Faith" ("Слепая вера"), позже - собственной команды "Ginger Baker Airforce" ("Военно-воздушные силы Джинджера Бейкера").

19 августа. День рождения в 1951 году в графстве Лестер в Англии Джона Дикона, басиста из группы "Queen".

20 августа. 45 лет нынче отметит Робертушка Плант - бывший вокалист "Led Zeppelin", ныне сольный народный артист рок-н-роллья. Он родился в графстве Вустешир 20 августа 1948 года. Начинал в группе "Band Of Joy" с барабанщиком Джоном Бонемом. Потом присоединился к гитаристу Джимми Пэйджу в группе "New Yardbirds", переросшей впоследствии в "Led Zeppelin".

Из последних новостей. Музгазеты сообщают, что после 12 лет существования распалась группа 10.000 Maniacs ("Десять тысяч маньяков"). Вокалистка и основная сочинительница материала группы Натали Мерчант вспоминает, что 16-летней девочкой с группой друзей в маленьком американском городке она начала музицировать, не представляя, что это превратится в профессиональное занятие перед многомиллионной аудиторией.

Кстати, о большой аудитории. В нью-йоркском "Madison Square Garden" с 30 по 24 октября 20 концертов дадут Саймон и Гарфанкель - знаменитейший дуэт, существовавший с 1957 по 1970 год. 11 лет спустя после распада в 1981 году, правда, Саймон и Гарфанкель дали бесплатный концерт в нью-йоркском Центральном Парке. Но это было такое событие. На концерт пришло почти полмиллиона человек. За годы отдельной своей сольной деятельности Пол Саймон выпустил более дюжины чрезвычайно известных многотиражных альбомов.

Американская фирма Motown, которая много лет выпускает блюз, соул, ритм-энд-блюз и подобного типа музыку, и которая открыла для публики практически всех черных звезд Америки, перешла теперь под крыло международного гиганта фирмы PolyGram, которая купила "Motown" за 301 миллион долларов. Не за 300, заметьте, и не за 302. Голландский концерн "PolyGram" теперь уже просто акулой шоу-бизнеса не назовешь. Бери выше, крупнее. В 1989 году она поглотила фирму "Island Records" (на ней выходили пластинки Боба Марли, сейчас ирландской "U2"). В 1990 году - фирму "A&M", на которой записывались Police и Sting. Под контролем "Полиграма" - фирмы "Mercury", "Phonogram", "Fontana" и другие.

И, наконец, 27 августа на голливудском кладбище состоится церемониальное захоронение. Кого хоронят? Не "кого", а "что", скорее даже "нечто". Продюсер Рик Рубин - основатель известной ныне пластиночной фирмы "Дэф Американ" решил от приставки "Дэф" отказаться. По его мнению, она себя изжила. Более того, он решил ее официально похоронить. По этому случаю куплено место на кладбище, заказан гроб на конном катафалке, заказано каменное надгробие, церковное отпевание и похоронная процессия с диксилендом в новоорлеанском стиле. На похороны приглашено также полторы тысячи именитых гостей.

Это вот такие новости на западе, а за восточными обратимся в Москву к нашему корреспонденту Алексею Татищеву.

Репортаж А. Татищева

Спасибо, Алексей Татищев. А теперь - вернемся к нашему битлологическому сериалу, к шестой его части.

  Музыка The Beatles   Sweet Little Sixteen   The Beatles Historic Sessions

"Sweet Little Sixteen" ("Милые 16 лет").

"Что это Сева такие скверные записи-то играет?" - спросит тут иной слушатель, случайно настроившийся на бибисейскую волну. Записи действительно прескверные, потому как исключительно из научного интереса мы проигрываем песни с альбома "The Beatles Historic Sessions" ("Исторические сессии - или - Исторические записи "Beatles"), которые были сделаны с 18 по 31 декабря 1962 года в "Стар Клубе" в Гамбурге (тогда еще в Западной Германии). Запись, как вы уже знаете, была сделана на домашней машине с единственным микрофоном. Запись, которая после длительной и дорогостоящей обработки и фильтрации вышла в свет много лет спустя в 1981 году двойным альбомом на фирме "AFE Records". На этом вот размазанно-размытом музыкальном фоне и развиваются события из жизни "пятого битла" - менеджера Брайана Эпштейна. На прошлой неделе мы остановились на том, как 2 года упорного труда во главе пластиночного отдела семейного магазина дали внушительные результаты. У Брайана Эпштейна трудилось к тому времени уже 30 человек, отдел его занимал 2 этажа. К 1959 дела шли так хорошо, что семья Эпштейнов решила открыть еще один музыкальный магазин в центре города в ливерпульском районе Уайт-чепел. Через знакомых на фирме Decca Брайан пригласил даже известного тогда певца Антони Ньюли на презентацию, как теперь говорят, открытие. Примерно в то же время с Брайаном произошла скверная история. Дело в том, что время от времени он наведывался в некий общественный туалет в Западном Дарби, где мужчины знакомились с мужчинами. Другими словами, это была сходка "голубых". Но мужчина, с которым в тот несчастливый день заговорил Брайан, повел себя странно. Во-первых, сильно он его избил, а во-вторых, отобрал у него бумажник и часы. Более того, изучив на досуге содержимое бумажника, он смекнул, что Брайан Эпштейн принадлежит к известной семье ливерпульских коммерсантов, и что его поэтому можно еще попотрошить, пошантажировать. Был звонок с угрозами. Расстроенный Брайан обратился к матери. Та позвонила семейному юристу. Адвокат, заминавший подобного рода инциденты в прошлом, на этот раз сделать ничего не мог - или, может быть, не хотел. "Нужно было, - сказал он, - заявлять в полицию". Ну, а в полиции знаете - туда идут настоящие мужчины, у них к "голубизне" отношение вполне определенное. Пришлось Брайану переносить всяческие унижения, да еще стать подсадной уткой для поимки шантажиста. В довершение, ему еще пришлось на суде свидетелем выступать. Правда пожалели - разрешили выступать анонимно под именем Мистер Икс. По суду шантажисту дали 2 года и он произнес прощальную речь: "Через два года я выйду. Погоди, Брайан." Срок кончался осенью 1961. Чтоб забыться Брайан полностью ушел в работу, но история эта из головы у него естественно не выходила. В эмоциональном смысле он стал неврастеником. А уж к осени 1961 прямо почернел и осунулся. Мать Куини, видя его состояние, отослала его в Испанию на полтора месяца отдохнуть. Возвратился Брайан в Англию в октябре.

  Музыка The Beatles   Lend Me Your Comb   The Beatles Historic Sessions

"Lend Me Your Comb" ("Одолжи мне расческу"), музыка из пивбара "Стар Клуб", которую, честно говоря, без пива слушать невозможно, но у нас долг ученого-исследователя. Мы будем продолжать работу неостановимо и упорно.

Из Испании, как мы уже говорили, Брайан вернулся в октябре. И вот в субботу 28 октября в 3 часа пополудни, как он сам пишет, с ним случилося явление. Некий покупатель по имени Рэймонд Джонс в джинсах и кожаной куртке вошел в магазин и спросил пластинку "My Bonnie", выпущенную в Германии. Ассистент Брайана Джон подсказал, что записали ее "Beatles". Потом в понедельник пришли 2 девушки и спросили ту же пластинку. Брайан начал обзванивать фирмы и магазины. Причем, как он сам пишет, проявил чрезмерное усердие, положил на это усилий больше, чем того ситуация заслуживала. "Было что-то мистически привлекательное в названии "Beatles" - размышляет Брайан в своей автобиографии. Знаменитую историю открытия Брайаном Эпштейном "Beatles" я вам уже рассказывал вкратце. Однако, теперь придется ее немножечко развенчать. Дело в том, что в Ливерпуле выходил тогда малотиражный полусамодеятельный музыкальный журнал "Mersey Beat". Первый номер его появился 6 июля 1961 года. В журнале на второй странице была помещена статья Джона Леннона под длинным названием в ленноновском стиле "Краткое отклонение от сомнительного происхождения Beatles в переводе с Джона Леннона". Журнал был напечатан пятитысячным тиражом (в общем, не такой уж и малотиражный), и издатель, некто Билл Харри, сам распространял его по местным клубам и киоскам. Пришел он и в музыкальный магазин в Уайт-чепеле. Брайан побеседовал с Биллом Харри, взял у него дюжину журналов на пробу, на следующий день, правда, позвонил, заказал еще сотню. Сказал при этом, что его интересует местная музыкальная обстановка и, что как менеджер музыкального магазина он должен знать все ливерпульские команды. Когда вышел второй номер, Брайан Эпштейн заказал 144 экземпляра. Почему именно 144? Ну, это для нас в метрических единицах кажется не круглая цифра, а по имперской-то системе это 12 дюжин. На обложке второго номера красовались 5 участников "Beatles" под броским заголовком: "Битлз подписывают пластиночный контракт". Сообщу вам более того, что Брайан Эпштэйн договорился с редактором "Mersey Beat", что будет писать ему пластиночные рецензии. Вот, в свете этих вот новейших битлологических данных, можно сказать по поводу покупателя в джинсах и кожанке по имени Рэймонд Джонс, который, якобы, спросил пластинку "My Bonnie". Про него можно спросить словами горьковского Клима Самгина "А был ли мальчик-то?" Может и не было его?

  Музыка The Beatles   Your Feet Too Big   The Beatles Historic Sessions

"Your Feet Too Big" ("У тебя слишком большие ноги"). Песня с пластинки "Historic Sessions" ("Исторические сессии, или Исторические записи "Beatles""), сделанные на домашнем магнитофоне в декабре 1962 года в Германии в Гамбурге в клубе "Стар Клуб".

Некоторое сомнение вызывает в нашей истории еще и то, что пластинка "My Bonnie", которую якобы хотел заказать некий Рэймонд Джонс, записана была вовсе не "Beatles". То есть записали то ее действительно "Beatles", но на пластинке они были названы иначе. Действительно, если посмотреть на оригинальную пластинку фирмы "Polydor" за номером 24-673, то мы увидим, что группа, записавшая "My Bonnie" названа там "The Beat Brothers", то есть "Битовые братья". Эта же пластинка вышла потом в Англии, где "Beatles" были уже названы своим именем, но произошло это позже, только 5 января 1962 года. Кстати, это была пластинка "Polydor" под номером NH 66-833. Так что, строго говоря, в октябре 1961 в Англии в исполнении "Beatles" пластинки не существовало, хотя группа была и выступала она как раз за углом в клубе "Каверна", расположенном, как известно, в подвале. Подвал по-английски это "cellar" и автобиография Брайана Эпштейна впоследствии так и назвалась "A Cellarful Of Noise" ("Подвал, полный шума"). Книжку эту вечные пересмешники Джон и Пол издевательски называли "A Cellarful Of Boys" ("Подвал полный мальчиков"), намекая на тайное пристрастие Брайана. Узнать о выступлении "Beatles" Брайану тогда особого труда не составляло. Один звонок издателю "Mersey Beat" Биллу Харри полностью прояснил обстановку, причем Билл не только рассказал ему, что обеденные выступления "Beatles" в "Каверне" привлекают более всего народу, но и организовал ему проход без очереди через служебную дверь. Брайан, конечно, не мог толпиться и пробиваться через целую кучу там народу. Брайан Эпштейн, тщательно умытый буржуин в традиционном костюме в мелкую полоску с чемоданчиком "дипломат", в сопровождении своего подчиненного из магазина Алистера Тейлора спустился в "Каверну", пересчитав начищенными штиблетами все 18 ступенек. Ступени эти вели в рок-н-ролльное подземелье. И вот о том, что с ним там случилось, я расскажу на будущей неделе.

А пока я оставляю вас с песней "Twist And Shout", записанной в "Стар Клубе" в Гамбурге в конце декабря 1962 года и прощаюсь до будущей пятницы, до встречи на бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка The Beatles   Twist And Shout   The Beatles Historic Sessions

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015