РОК-ПОСЕВЫ

Читайте также:

27 августа 1993: The Beatles - 8

Добрый вечер, друзья. Мы продолжаем наши битлологические изыскания восьмой частью сериала о "Beatles". Сегодня, как и в прошлые две недели, в подзаголовок можно было вынести название "Пятый Битл", с той только разницей, что речь сегодня пойдет не о менеджере Брайане Эпштейне, а о закадычном друге Джона Леннона и -- увы, временном -- попутчике, которого звали Стюарт Сатклифф. Однако, для начала, как всегда, заглянем в рок-хронику.

29 августа. В 1958 году к ливерпульской группе "The Quarrymen", в которой играли Джон Леннон и Пол Маккартни, примкнул гитарист Джордж Харрисон.

29 августа. День рождения в 1958 году в городе Гарри штат Индиана Майкла Джексона - младшего из братьев Джексон. Ныне человек всемирной рок-н-ролльной славы, который, к тому же, по сообщениям, дает в Москве концерт.

30 августа. В 1968 году вышла сорокапятка с песней The Beatles "Hey Jude".

31 августа. День рождения в 1945 году в Белфасте Вана Моррисона - певца, сочинителя, мультиинструменталиста.

31 августа. День рождения в 1952 году в тогдашней Западной Германии гитариста "Скорпионов" Рудольфа Шенкера.

Из последних новостей. Сначала хотел бы прояснить ситуацию с Ингви Мальмстином. Шведский гитарист живет сейчас во Флориде в своем дому и потому произошедшее с ним прежде всего раструбили американские тележурналисты. Итак, взволнованная женщина позвонила в полицию и сообщила, что ее 19-летнюю дочь, которую зовут Эмбер Лэндин, под пистолетом удерживает заложницей злостный рокер Ингви Мальмстин. Полиция примчалась на "синеглазках" с воем сирен как раз в то время, когда Эмбер Лэндин выходила из дому живая и невредимая. На вопрос, как ей удалось выйти на волю из-под револьверного дула, она ответила, что никто ее заложницей не удерживал, и что все это выдумка ее матери. Полиция устремилась внутрь, окружила Мальмстина, который долго не мог в толк взять, о чем же речь. Он все это время спал, и о том, что заявлен преступником, даже и не догадывался. Вот ведь как тещенька дорогая удружила.

Там же в Америке, в штате Майами, недавний концерт группы Porno For Pyros был остановлен агентами ФБР. Дело в том, что во время предыдущих шоу солист группы Перри Фаррелл бросал в публику 100-долларовые бумажки. Бумажки, на которых, однако, вместо Джорджа Уошингтона красовалось его, перрино лицо. Во всех остальных отношениях эта бутафорская валюта была выполнена вполне добросовестно. Так что один из зрителей по простоте душевной попытался всучить такую банкноту в местной столовой. Владельцы столовой доложили, куда надо, и те, кто надо, приехали и остановили концерт. На всех уж последующих выступлениях Пэрри Фаррелл кидал по сценарию в зал, но уже не сотенные, а единичные доллары, зато они были настоящие. Кстати, последний видеоклип группы Porno For Pyros с песней "The Gift" ("Подарок") был официально запрещен британским советом киноцензуры, поскольку в нем подробно отснят процесс принятия наркотиков. Дело в том, что в основу этой песни и сделанного по ней видеоклипа положен трагический факт из биографии самого Фаррелла, а именно - гибель его подруги от известных излишеств.

Недавно в музпечати появились слухи о том, что гитарист шотландской группы Thunder ("Гром") по имени Люк Морли вроде бы переходит в команду Coverdale-Page. "Kerrang" на этой неделе опровергает слухи и пишет, что Морли будет писать с мэтрами новый материал, но не более, и что у "Coverdale-Page" сформирован постоянный состав. Это барабанщик Дэнни Кармасси (в прошлом из группы "Heart"), басист Гай Прет (в прошлом из "Pink Floyd"), клавишник Бретт Таггел, (который в прошлом работал с Дэвидом Ли Ротом). "Coverdale-Page" начинают всемирное турне с концертами в Америке в октябре, к Рождеству же они приедут в Англию.

Вот такие у нас новости, а теперь - навострим уши на Москву, послушаем сообщение нашего роккора Алексея Татищева.

Репортаж Алексея Татищева

На этом мы рок-хронику закончим и перейдем к восьмой части нашего битлологического сериала.

  Музыка The Beatles   Where Have You Been All My Life   

Песня "Where Have You Been All My Life" ("Где же ты была всю мою жизнь"), записанная с 18 по 31 декабря 1962 года в "Стар Клубе", что на улице Гроссе Фрайхайт 39 в Гамбурге. Звук, конечно, еще тот. Записывалось это все на домашнем магнитофоне. Но не ради меломанского наслаждения слушаем мы сегодня эту пластинку. Для нас, изыскателей-битлологов, она представляет архивно-исторический интерес, является срезом настоящей, неприкрашенной жизни. Жизни, в которой есть место и терпкому солдатскому предбаннику, и общественному нужнику открытого типа.

Итак, "пятый битл", Стюарт Сатклифф. Знакомство Джона Леннона с Сатклиффом относится к началу 1959 года. Стюарт учился с Джоном в ливерпульском колледже искусств и считался в узких кругах одним из самых одаренных художников. Для Джона и Пола он был первым представителем настоящей богемы. Жил один, в большой заваленной рухлядью студии на улице Гамбер-Террас. Студию покидал неохотно. Даже на уроки не ходил. Профессора живописи, понимающие молодых художников, сами приходили к нему на дом для занятий. В углу на полу был брошен двуспальный матрас. По разным стенам и углам расставлены были большие холсты различной степени завершенности. Сатклифф и Джон почти сразу же почувствовали взаимное притяжение. Для Стюарта Джон был еще одним чистым холстом, на котором он мог выявить свое потаенное, непроявленное. Все то, на что у самого не хватало ни характера, ни напора. Джон со своей стороны уловил в Стюарте тонкого и чувствительного художника. Для Джона дружба была выше мелких практических соображений. Он предложил, например, чтобы Стюарт Сатклифф стал басистом группы. При этом то, что тот совершенно не умел играть, и не имел ни инструмента, ни аппаратуры, было делом десятым. Случилось, однако, так, что в то время в 1959 году ливерпульская галерея "Уокер Арт" устроила конкурсную выставку под эгидой известного художника Джона Мурса. Картина, представленная Стюартом, не только выдержала конкурс и была выставлена, но и сам знаменитый Мурс купил эту работу за 65 фунтов. Бешеные, должен вам сказать, деньги по тем временам. Стюарт помчался, и тут же истратил свое вновь приобретенное состояние на гитару "Фендер Президент". Биографы пишут, что он почему-то использовал струны от рояля. Не знаю, то ли других тогда еще не выпускали, то ли просто по бедности. Но всякий, кто играл на них когда-либо, знает, что фортепианная струна - штука неподатливая, требующая особой жесткости подушечки и особой плотности прижима пальцев. Другими словами, первое время руки у Стюарта Сатклиффа имели вид весьма окровавленный. Он был очень увлечен. Это было, так сказать, влияние друга Джона Леннона. А сам Джон при этом тоже под влиянием своего друга Стю Сатклиффа серьезно увлекся живописью. И кто знает, если бы это увлечение развивалось беспрепятственно и далее, было ли бы нам сегодня о чем говорить.

  Музыка The Beatles   There Was You   

"There Was You" ("Там была ты"). Напоминаю, что это декабрь 1962 года. Запись сделана в "Стар Клубе" в Гамбурге.

Беспрепятственного развития ленноновского живописного таланта, однако, не получилось, потому что произошло следующее. Джон, его подруга Синтия и другие студенты из художественного училища частенько захаживали в дешевенькое кафе. Оно называлось "Джакаранда" или сокращенно "Джак". Было это крохотное заведение на улице Слейтер-Стрит в Ливерпуле. Владельцем его был невысокий, плотный и бородатый валлиец по имени Алан Уильямс. Уильямс, конечно, знал и в лицо и по имени большинство своих безденежных завсегдатаев. Но вот к Стюарту Сатклиффу он относился с уважением. Понимал в нем и тонкость и талант. Поэтому, когда "Beatles" обратились к нему с просьбой-предложением поиграть у него в кафе, он согласился. В основном из-за того, что в составе группы был его любимец. Меж тем любимец на басу играл прескверно. Пол и Джон немилосердно над ним подтрунивали, наперегонки изображая вдохновенное, но беспомощное музицирование Стюарта. При этом, правда, все понимали, что инструменталист он был никудышный, и в то же время было всем ясно, что его искренность и душевный полет сообщали всей группе некую толику неземного ореола. Обаяние, так сказать, высшего порядка. Стюарт Сатклифф был как бы прообразом целого поколения будущих рок-поэтов, обладающих необъяснимым для публики магнетизмом. Была у него и практическая хватка. Например, он был членом студенческого совета, и убедил этот совет приобрести для группы "Quarrymen" усилитель. Понятно, только для выступления в студенческой столовой, понятно, что без выноса из здания. Но когда новый усилок марки "True Voice" появился, в четырех стенах родного колледжа ему сразу стало как-то тесно, и он тихо и незаметно начал путешествовать. Именно Стюарт Сатклифф завел тогда моду носить на сцене черные очки и поворачиваться к аудитории спиной. Многие принимали это за выражение богемного пренебрежения к публике, на самом же деле Стюарт просто очень смущался и попросту пытался скрыть то, что он играть толком пока еще не умел.

  Музыка The Beatles   Nothin' Shakin'   

Песня " Nothin' Shakin'", запись, сделанная в декабре 1962 года в "Стар Клубе" в Германии. Напоминаю, что запись эта более чем любительская. Была она сделана на домашней машине с единственным микрофоном. А сами понимаете, какие в 1962 году были микрофоны у домашних машин. Записывал там какой-то официант. Так что он даже понятия не имел ни о балансе, ни о расстоянии. Отсюда и такое качество. Но оно имеет, как я повторяю, для нас архивно-историческое значение.

Итак, возвращаясь к истории "Beatles" того периода, я хотел бы упомянуть следующий эпизод, который произошел в мае 1960 года. Из Лондона в Ливерпуль приехал музыкальный агент по имени Ларри Парнс прослушивать местные таланты. И вот, когда "Beatles" закончили свои несколько номеров, он отозвал в сторону Алана Уильямса и попросил его, чтобы "Beatles" сыграли еще раз, но уже без Стюарта Сатклиффа. То есть агент уловил опытным ухом, что басист-то слабоват, и как бы портит все партитуру. Но когда эту просьбу передали ребятам, воцарилась тишина. Затем Джон Леннон сказал: "Мы - группа. Или все, или никто."

На этом прослушивание и закончилось. Нечего и говорить, что близкие приятели, включая даже Синтию, были уверены, что редкий шанс был утерян безвозвратно. Что глупая преданность приятелю, который был скверным музыкантом, стоило им светлого профессионального будущего. Что Джон Леннон и "Beatles" вели себя как глупые и капризные примадонны. Алан Уильямс тогда же, правда, чувствуя неловкость, отвел Стюарта Сатклиффа в сторону, всячески перед ним извинялся, но тут же попросил его нарисовать портрет высокого гостя так сказать на память. Застенчивый Стюарт не мог отказать. Сделал набросок, подписал его и вручил Ларри Парнсу со словами: "Я все понимаю и не обижаюсь". Много лет спустя Парнс вспоминал, что "Beatles" произвели на него неизгладимое впечатление и что дело было тогда вовсе не в Стю Сатклиффе, а что оттолкнул его, в общем, тогдашний барабанщик по имени Томми Мур, который по сравнению с остальными ребятами выглядел просто каким-то престарелым дядькой.

  Музыка The Beatles   To Know Her Is To Love Her   

Песня называется "To Know Her Is To Love Her" ("Знать ее - значит, любить ее"). Запись сами знаете когда - декабрь 1962 года.

Надо бы вспомнить, что в течение 1960 года, о котором мы, собственно, рассказываем, когда "Beatles" экспериментировали со своим названием, подобное же делали они и с собственными именами. Джордж Харрисон, например, называл себя Карлом Харрисоном в честь американского музыканта Карла Перкинса. Пол Маккартни назывался Полом Рамоном (кстати, много лет спустя американская панк-команда "Ramones" назовется именно так, позаимствовав, так сказать, идею), а Стю Сатклифф выступал под именем Стюарт Дэ Шталь (как он сам говорил, в честь русского художника). Еще один любопытный эпизод относится к этому периоду. Комната Стю Сатклиффа, в которую переехал и Джон Леннон, в том же году стала знаменитой в городе. Фотография ее появилась в воскресном номере газеты "The People" ("Люди"). На фотографии запечатлен был страшный ералаш, грязь и стоявший посреди комнаты большой пустой гроб, в котором иногда Джон Леннон укладывался на ночь. Под картинкой шла надпись "There is the beatnik horror" ("Полюбуйтесь на этот ужас из жизни битников"). И вот в этот самый "ужас из жизни битников" вскоре въехала и Синтия - подруга Джона. Часто к этой знаменитой грязи добавлялась еще и темнота, потому что за неуплату электричество иногда отключали. В комнате, конечно, была английская промозглая холодина. Синтия вспоминает, что грязь была такая, что поутру они с Джоном были иногда похожи на трубочистов.

16 августа 1960 года "Beatles" впервые отправились в Гамбург со Стю Сатклиффом на басу и Питом Бестом на барабанах. Вез их туда на всем рыдване - микроавтобусе без окон - Алан Уильямс. Веселье било через край. Шутка ли - ехали в первый заграничный профессиональный ангажемент. Пока забивали в машину инструменты, усилители и все нужное в дорогу, студенты-художники Стюарт, Джон и Синтия решили, что на микроавтобусе должно красоваться имя рок-н-ролльного коллектива. Вот на кухне из муки и воды сделали клейстер, из газет нарезали букв побольше размером, и вскоре на ржавеющем зеленом 'рафике' появились гордые буквы - THE BEATLES - впервые тогда в известном нам правописании. Стю Сатклифф не снимал уже с лица темных очков, чем немало злил Пола Маккартни. И вот здесь, за отъездом, первым отъездом за границу в Гамбург, мы, пожалуй, наших героев на сегодня и оставим, продолжив рассказ о пятом "битле" Стюарте Сатклиффе в ближайшее время.

Я же прощаюсь с вами до будущей недели, до встречи на бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015