РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

29 октября 1993: The Beatles - 13

Добрый вечер, друзья. Приметы и предрассудки в разных странах - разные. В одних - черная кошка означает несчастье, в других, наоборот - удачу, в одних - несчастливым днем считают понедельник, а вот в Англии из всех дней недели самым тяжелым традиционно считается пятница. Возможно, это пришло из христианства, поскольку Иисуса Назарянина распяли в страстную пятницу, в час его смерти небо потемнело и все вокруг покрылось мглой. А если день пятницы сопряжен еще с цифрой 13, т.е. с "чертовой дюжиной", то тут только и остается - осенять себя крестным знамением, приговаривая "чур, чур меня!" Вот у нас сегодня как раз такой день. Во-первых, передача выходит впервые по пятницам, а, во-вторых, номер нашей битлологической серии сегодня - 13. Страшно? "Ничего не страшно!" - ответит тут иной прозорливый отрок. Во-первых, программа выходит в полночь и позывные может и звучат в пятницу, но сама-то передача уж звучит точно - в субботу. Кроме того, происходит это в ночь с 29 на 30, так что и тут ничего зловещего нет. Ну, нет, так и не надо. Безо всякого суеверного страха начнем мы тринадцатую часть нашего битлологического сериала, заглянув, как обычно, в рок-хронику.

30 октября. В 1978 году, пятнадцать лет назад, по американскому телевидению был показан фильм группы "Kiss" "Phantom Of The Park" ("Парковый фантом"), о встрече участников группы с волшебным архизлодеем в парке Культуры имени Отдыха.

Из дней рождения надо бы вспомнить 1939 год, ибо тогда в Чикаго родилась Грейс Слик, прекрасноликая певица из группы "Jefferson Airplane".

31 октября. Мне как радиовещателю любопытно одно событие. В 1938 году актер и режиссер Орсон Уэллс поставил радиопьесу по роману фантаста Герберта Уэллса, в ней марсиане нападали на землю. Пьеса удалась - до такой степени, что большинство населения США приняли ее чистую монету, началась массовая и повальная паника, насилу успокоили. Вот какие люди живут в Америке - простые, доверчивые.

31 октября 1961 года в Ирландии, в Дублине родился Ларри Маллен из группы "U2",

в этот же день в 1963 году в Лондоне родился Джонни Марр, гитарист из группы "The Smiths".

1 ноября. Тут событие по теме, 30 лет назад, в 1968 году, Джордж Харрисон выпустил в виде сольной пластинки свою музыку к кинофильму "Wonderwall" ("Чудесная стена"). Это была первая сольная пластинка участников "Beatles".

2 ноября - еще одно событие по теме, 30 лет исполняется второму альбому "Beatles" под названием "With The Beatles" - мы его сегодня как раз и будем играть.

2 ноября 1944 года в Англии родился Кит Эмерсон, клавишник, основавший знаменитое рок-трио "Emerson, Lake & Palmer" в 1970 году.

3 ноября. Дата представляющая интерес только для фанатов "Deep Purple". В 1946 году в графстве Миддлсекс родился Николас Симпер, первый басист "Deep Purple".

4 ноября - тридцатилетняя годовщина знаменитого выступления "Beatles" в лондонском театре Прица Уэлльского, когда в ложе сидели члены королевской семьи и Джон Леннон позволил себе смелую шутку.

5 ноября. В 1931 году в штате Миссисипи родился Айк Тернер, певец, сочинитель, мультиинструменталист, давший свою фамилию знаменитой Тине Тернер.

В этот день в 1941 году в Нью-Йорке родился Арт Гарфанкель, певец, участник дуэта с Полом Саймоном.

И, наконец, в 1946 году в штате Флорида родился Грэм Парсонс, певец и гитарист, участник "Flying Burrito Brothers" до своей смерти в 1972-м.

Из последних новостей. Журнал "Kerrang" сообщает о смерти гитариста Криса Олива из металлической группы "Savatage". Он погиб в автомобильной катастрофе, возвращаясь домой с рок-фестиваля во Флориде. Его жена, или правильнее будет сказать, вдова, Дон, находится в больнице в критическом состоянии.

Известный рок-вокалист Пол Роджерс отменил свои английские гастроли по сходной причине. Во время переезда между Бременом и Гамбургом два музыканта из его ансамбля пострадали в автокатастрофе.

В переделку попал вокалист и гитарист "Sepultura" Макс Кавалера. С женой, менеджером и двумя друзьями он пошел на концерт группы "Rage Against The Machine" в американском городе Феникс, штат Аризона. По выходе из концерта к ним подкатила машина с какими-то вооруженными и нетрезвыми студентами, которые принялись их избивать. Однако Кавалера и сам - не подарок, отбивался храбро, а потом еще вдогонку обидчикам запустил увесистый булыган. К несчастью только прицелился плохо, промазал и угодил в другую машину, так что попал Кавалера в полицейский участок, где его с женой продержали 15 часов и, поскольку паспорта у них бразильские, угрожали депортацией.

Газета "Melody Maker" сообщает, что знаменитое продюсерское трио Сток, Эйткин и Уотерман, которые за 10 лет совместной работы выдали на гора более 90 песен в английский хит-парад, причем 13 из них поднялись на первое место - так вот теперь это продюсерское трио распалось.

В нашей программе мы, как известно,сорокапятками не занимаемся. Из принципа. Принцип, может и дурацкий, но лучше дурацкий принцип, чем вообще никакого. Исходим мы из того, что в отечестве циркулируют альбомы, именно они и представляют среди собирателей западного главный интерес. Нашему примеру как бы следует крупная английская телекомпания "ITV", которая с января будущего года выводить на экраны "The Album Show", может передача это докатится и до вас.

Ну, и, наконец, из мира банального. В Австралии гастролирует американская певица Мадонна, музгазеты приводят список ее скромных ежедневных потребностей. Во-первых, 200 чистых полотенец в день - а полотенца на западе то-о-лстые, махровые, большие! Затем - в близлежащем госпитале, на всякий случай должна быть готова полностью оборудованная палата. По круглосуточной готовности должна стоять группа лимузинов, на ее частном реактивном самолете, выкрашенном в любимые цвета певицы, никогда не должно кончаться французское шампанское. При поездке на концерт полиция городов должна обеспечивать бесперебойную зеленую улицу, и посылать мотоциклетное сопровождение. Гримуборная должна быть огромной, а ковер в ней - абсолютно новым. В каждой гостинице Мадонна требует отдельный обеденный зал, как минимум на 30 человек, еду шоб подавали на тонком фарфоре, а готовил бы ее шеф-повар вегетарианской школы и главное - посуду к столу чтобы мыли руками, а не в какой-нибудь там посудомоечной машине!

Удержимся от издевательских замечаний, которые так и норовят слететь с языка и обратим свой взор на восток, на линии наш московский корреспондент Алексей Татищев.

Репортаж А.Татищева

Спасибо, Алексей Татищев.

Вернемся к нашему битлологическому сериалу, который на прошлой неделе мы прервали на втором альбоме "With The Beatles".

The Beatles : "All I've Got To Do"

Песня "All I've Got To Do" ("Что мне надо делать"), в которой запевал Джон Леннон. Вопрос, кто запевает, в песне для нас небезразличен, потому что из него вытекает первое правило Буравчика. "Почему Буравчика? - спросите вы. - Имеется ли в виду правило определения магнитного поля в зависимости от направления тока из курса физики средней школы?" Может быть и так, только я в самой глубине души считаю, что Буравчик на самом деле был польским инженером, незаслуженно теперь забытым, и потому выведенное нами битлологическое правило определения авторства, в зависимости от запевания я хочу назвать его именем. Итак, следующая песня, к которой мы это правило применим, называется "All My Loving" ("Вся моя любовь"), в которой запевает Пол Маккартни. Это - одна из известнейших их песен, которую потом много разных исполнителей записывало. Джордж Харрисон играет соло в стиле кантри-энд-вестерн.

The Beatles : "All My Loving"

Следующая песня на пластинке "With The Beatles" называется "Don't Bother Me" ("Не надоедай"), это первая песня Джорджа Харрисона на альбомах "Beatles". Предание гласит, что песня эта быть может никогда бы и не была написана, если бы в начале 60-х редактор и владелец ливерпульской рок-газеты "Mersey Beat", Билл Харри, не поддразнивал бесконечно Джорджа Харрисона, говоря ему "когда же, мол, ты не начнешь песни то писать как твои приятели?" И вот однажды, когда Билл Харри совсем Джорджика достал, тот пошел и написал вот эту песню. И, по первому правилу Буравчика, он ее и запевает. Джон Леннон на этой записи еще бьет в бубен, а Ринго, кроме барабанов, играет на арабских бонгах со слабо натянутой шкурой. Шкура, понятно, не Ринго, а - бонга.

The Beatles : "Don't Bother Me"

Хочу напомнить, что альбом вышел в свет 22 ноября 1963 года, когда Англию уже начали охватывать волны битломании, которые перекатывались на европейский континент и даже падали на Америку стремительным домкратом. Корни битломании Джордж Харрисон прослеживает в 1961 год, в день Святого Валентина, день возлюбленных. "Beatles" выступали в Ливерпуле и кто-то им подарил, как вообще на Валентина положено дарить, большое сердце. Сделано оно было из дерева, обшито красным атласом и имена всех четырех были вышиты гладью, а может даже и болгарским крестом. В этот вечер сердце разыграли в лотерею, Пол Маккартни спел по такому случаю песню "Деревянное сердце" и затем вручил красное сердце победительнице лотереи, молоденькой девушке, которую при этом крепко прилюдно поцеловал. Что тут началось! Девчонки в зале завизжали, завопили и вне себя полезли на сцену, стараясь дотянуться до тела, волос или одежды, при этом Джона сбили с ног. Занавес спешно закрыли, на сцену ринулись вышибалы - наводить порядок, но девочки долго не сдавались, давя не уменьем, но числом. В тот день и появилась на свет битломания, хотя термин для нее придумали позже.

The Beatles : "Little Child"

Это была песня "Little Child" ("Малое дитя"), запевали дуэтом Джон и Пол, Джон играл на губной гармошке в стиле известного тогда Сирила Дэвиса, который был популярен в 1960-70-е годы во время его работы с ансамблем Алексиса Корнера. Пол играл на фортепиано, он в свою очередь был тогда под влиянием Ники Хопкинса, одного из ранних английских исполнителей ритма и блюза. Если вспомнить, что так сказать из-под Алексиса Корнера вышли "Rolling Stones", то можно понять, почему предыдущая песня напоминала их по звучанию. Хотя написана Ленноном и Маккартни. А вот следующую написали не они, а композитор Вильсон, называется она "Till There Was You" ("Пока не появилась ты"), взята песня из мюзикла и фильма под названием "The Music Man" ("Mузчеловек"), долго использовалась "Beatles" в их концертной программе, ее хорошо публика принимала, это был так сказать медленный номер. "Beatles" на нем удавалось заставить публику замолчать, затаить дыхание на этой песне. В аккомпанементе поэтому Джон и Джордж играют на акустических гитарах, Ринго тихонечко стучит по рингу бонга и только бас-гитара Пола Маккартни включена в усилитель.

The Beatles : "Till There Was You"

Тут вот на днях звонили из Москвы - осветите, говорят, влияние Роя Орбисона на "Beatles". Влияние - штука тонкая и незаметная. Это не что кто-нибудь пришел бы сел, сидит и на тебя влияет. И в семье бывает - воспитывали человека на положительных идеалах, а он получился отпетым подлецом. Опять это влияние, которое неизвестно откуда и берется. Одно ясно - чтобы под влияние чье-то попасть надо либо с самим человеком, либо с его делом, - в нашем случае с творчеством - быть знакомым. Вопрос о влиянии Орбисона поднимается, как теперь говорят, вполне легитимно, известно, что первая успешная песня "Beatles", "Please Please Me" была написана как пародия на орбисоновский стиль. И вот, в хрониках "Beatles" мы находим, что в мае 1963-го во время своих третьих гастролей они работали с Орбисоном в одном концерте, причем, что любопытно, выступали ПОСЛЕ него. Это по правилам сцены значит, что в концерте они были главнее, на афишах правда печатались одинаковыми буквами. Ринго Старр вспоминает, что выступать после Орбисона было нелегко - ведь он был тогда в зените известности, публика принимала его на ура, не отпускала и выходить на сцену после Орбисона каждый раз было страшно. Четверка "Beatles", кутаясь в кулисы в ожидании момента выхода, нервно шутили - "А знаешь, кто сейчас выйдет на сцену? У-у-у!" Несмотря на такие приколы над собой, "Beatles" на языке эстрады "закрывали концерт по-настоящему". Орбисон был американцем, влияние американской музыки на "Beatles" несомненно, в частности последняя на сегодня песня композитора Холланда называется "Please Mr Postman" ("Пожалуйста, господин почтальон"), она стала известной в Штатах в записи американского девичьего ансамбля "Marvelettes", запевает Джон Леннон. Вот об Америке и их музыкально-наступательном движении в ту степь мы и поговорим на будущей неделе.

Пока же - всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

The Beatles : "Please Mr Postman"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015