РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

11 августа 1995: Памяти Джерри Гарсиа

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Сегодня шутить не будем, ибо грустное событие произошло в минувший четверг. Джерри Гарсиа, вокалист американской "Grateful Dead" ("Благодарные мертвецы"), сам был найден мертвецом в своей палате наркологической клиники в Калифорнии. Было ему от роду 53 года. Последние несколько лет жизни он пытался избавиться от привычки к героину, но не наркотик стал причиной его смерти. Судебно-медицинская показала, что кончина наступила от естественных причин. Износился организм, жить больше не захотел, такой вот поворот. А еще несколько недель назад "Благодарные мертвецы" совершали успешное турне и Джерри Гарсиа, заросший седой бородой и патлами, в очках, этаким неувядаемым рок-н-рольным дедом вел свою команду к четвертому десятилетию. Без музыки, как-то сказал Гарсиа, жить нельзя, как нельзя жить без волшебного, без благости, без жизненной силы, без сказки, без веры, без праздника. А вот в музыке все это соединяется вместе.

  Музыка Grateful Dead      

Grateful Dead играли рок, но выросли они из музыки блюграсс и народного американского фолка. По жанрам музицирования Grateful Dead - команда импровизационная: никаких четких форм, как, скажем, в поп-музыке, или, упаси господи, каких-либо программных стихов с призывами - ничего этого от них вы не услышите. То, что они играют на сцене, рождалось сиюминутно, оттого, может, и захватывало слушателя. Гастроли Grateful Dead у себя на родине, всегда собирали рекордное количество народу, всегда делали самые большие сборы по кассе, а это в Соединенных, сами понимаете, не может не вызывать искреннее уважение, посторонних и несведущих.

Смерть Джерри Гарсиа неожиданной не была, к этому грустному исходу участники и фаны готовили себя давно. Да и ангел-хранитель в последнее время намеки давал. То на одном концерте, этим летом, разгорелась кровопролитная битва с полицией, то на другом концерте вдруг обрушилась трибуна: многочисленные увечья, даже смерть. Grateful Dead последние четверть века скользили по водам времени, как груженая баржа: плавно и неостановимо. Текли мимо них народные воды и все новые волны бились о их форштевень. За старыми поколениями фанов приходили новые, по всем прочим показателям эти, новые, со старыми ничего общего не имели. За 30 лет своего существования Grateful Dead выпустили столько же альбомов. И, окидывая мысленным взором их славную карьеру, невольно возвращаешься к концу, к недавней смерти, вернее, к причине этой смерти.

В человеке масштаба Джерри Гарсиа, нелепо было бы искать мелкие пристрастия на бытовом уровне. Его наркомания - это, условно говоря, не какая-нибудь привычка грызть ногти. В интервью 1972 года, которое он дал журналу "Rolling Stones" Гарсиа сказал: "Вознестись, заторчать, значит - забыть себя. Забыть себя, значит - увидеть все остальное. Увидеть все остальное, значит - стать понимающей молекулой эволюции, сознательным инструментом вселенной. Я думаю, всякий человек должен быть таким сознательным инструментом. Вот почему я считаю, что очень важно иногда крепко заторчать". Конец цитаты.

Сам Гарсиа и Grateful Dead все эти годы показали себя людьми бескомпромиссными. В молодые годы, например, они долго отказывались подписывать контракт с какой-либо пластиночной фирмой, не хотели, так сказать, продаваться акулам. А потом, когда подписали, то строго на своих условиях. И этот принцип они соблюдали все годы. Только в самом конце малость заколебался наш несгибаемый герой, сделал уступку коммерции, да и то не в музыке. Появилась например, недавно в Америке мороженное под названием "Cherry Garcia", т.е. "Гарсиа Вишневый". Но даже облизывая лакомство, не из-за него мы будем помнить покойного. Мы не забудем Джерри Гарсиа за музыкально-поэтическое наследие, которое он оставил сотоварищи.

  Музыка Grateful Dead      

Да-а, 14 лет назад без малого, в сентябре 1981 года, постоянно работавший тогда со мной звукотехник Ник, фамилия его Фрид, предложил составить, ну естественно, на родной его английской мове, передачу про Grateful Dead, был он их заядлым фаном. Вот сейчас старые распечаточки, я и почитаю.

Grateful Dead, говорилось тогда, сейчас играют где хотят и когда хотят. В 1976 году они выступали даже у подножия великой Египетской пирамиды. Но начинали они в Сан-Франциско и были всего лишь одним из многих ансамблей, игравших в Калифорнии в начале 60-х. Довольно странное название появилось случайно. Однажды Джерри Гарсиа перелистывал старый словарь. На одной из страниц слова "grateful" ("благодарный") и "dead" ("мертвец"), были напечатаны рядом - это название было, пожалуй, получше, чем их тогдашнее "Wizard" ("Колдун"). Разумеется, одного названия недостаточно. Все участники Grateful Dead были талантливыми музыкантами, к тому времени уже игравшими во многих местных группах. Все они жили или учились в Сан-Франциско. Отец Джерри Гарсиа был руководителем джаз-оркестра. Мать его держала бар, где выпивали и играли музыканты. Еще ребенком Гарсиа наслушался разной музыки, от рок-н-ролла до блюграсс, народной музыки белой бедноты южно-американских штатов. Гарсиа играл на банджо и гитаре, в школе он познакомился с другими музыкантами, в том числе с Бобом Уэйером, молодым гитаристом, который с отроческих лет играл по клубам и барам. Модной музыкой 60-х были фолк, популярные певцы были - Вуди Гатри и Боб Дилан. Народная музыка фолк и кантри всегда была составной частью музыкального стиля Grateful Dead, так же как и блюз. Не многим белым музыкантам удается убедительно и правдоподобно играть блюз. Однако, органист и певец группы Рон Маккернон, несомненно, мог это делать. Был он огромный заросший детина, отчаянный пьяница, который, бывало, прямо на сцене засыпал во время концерта, а потом возьмет, проснется да как запоет! Все его звали по кличке Pigpen (Свинарник). Отец его был диск-жокеем на радио, так что Pigpen вырос под звуки блюзовой музыки, и до того как примкнуть к группе играл и пел в разных местах Сан-Франциско. Ранние дни существования Grateful Dead, Pigpen был основной движущей силой группы, голос его был сильнее, чем у Гарсиа, а песни составляли хороший контраст с произведениями других участников. Впоследствии, однако, он начал все больше и больше спиваться, отходить в тень. Он умер от цирроза печени вскоре после огромных европейских гастролей 1972 года.

  Музыка Grateful Dead      

Кроме музыки фолк и блюз, в стиль Grateful Dead вплетаются и другие музыкальные пряди. Некоторые члены группы были джазовыми музыкантами, а басист группы Фил Ли, имел даже ученую степень по классической композиции. Интересно, что такие внешне разные люди образовали успешную рок-группу. Однако, удивляться нечему, потому что родной город Grateful Dead, Сан-Франциско, всегда был плавильней различных культур и народностей. Еще в 1848 году в Калифорнию на западный берег Америки, привлеченные калифорнийской "золотой лихорадкой", потекли туда американцы и иноземцы за длинной деньгой. Даже потом, когда золото кончилось, на Запад все равно продолжали ехать. Потом построили железную дорогу, хлынул новый поток поселенцев и их трудности и приключения вошли во многие рассказы и песни.

Нынешним путешественникам, конечно, в Калифорнии приходится легче: кругом дороги и машины. Известный писатель Джек Керуак написал свой первый роман "На дороге", посвятив его безумным автомобильным гонкам через весь континент - Калифорнию и Мексику. Керуак и друг его Нил Кэссиди, который послужил прототипом главного героя романа, часто бывали в Сан-Франциско, и Grateful Dead со своими друзьями их боготворили. Керуак и Кэссиди, как и поэт Аллен Гинзберг, и сами "благодарные мертвецы", создали своего рода модное течение, впоследствии развившееся в психоделию движения хиппи, захлестнувшее Америку и Европу к 1967 году.

  Музыка Grateful Dead      

Хиппи отрицали традиционные устои общества. Проповедовали -- ну, вы знаете что они проповедовали: сексуальную свободу, власть цветов и прочее. Они пользовались наркотиками и целиком отдавались своему искусству и музыке. Хиппи, с другой стороны, ненавидели так называемый шоу-бизнес, по-нашему тогда это называлось: эстрадные концерты, на которых аудитория в течении двух часов должна была не двигаясь сидеть и взирать на происходящее на сцене. Хиппи открыли свои танцевальные залы, в которых аудитория могла свободно реагировать на исполняемую музыку. Grateful Dead, в свою очередь, пользовались такого рода свободой, играя безостановочно в течение нескольких часов. При этом усилители работали оглушающе громко, а песни были полны странных, сюрреалистических слов. Конечно, участники старели еще тогда, это 13 лет или 14 лет назад, в 1981 году было отмечено. Однако, тогда уже, несмотря на седеющие волосы и тучную фигуру, Джерри Гарсия доказал английской аудитории, что и сам он и его оркестр могут, как всегда, выступить с энергией и блеском. И вот с такой энергией и блеском и он и его товарищи работали до самой смерти Джерри Гарсия, произошедший в четверг на заре по калифорнийскому времени.

Мы с ним на этом и простимся, простимся и с вами, дорогие друзья - до встречи в том же месте, в тот же час, на той же бибисейской волне.

  Музыка Grateful Dead      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015