РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

15 марта 1996: Музыка к фильму "Trainspotting" (с участием Алекса Керви)

Добро пожаловать на наши рок-посевы!

Каких только увлечений не бывает на свете, от невинного коллекционирования марок до, понимаете ли, извращенного стеганья друг друга плеткой. Я некогда занимался в кружке горнистов и барабанщиков, но ныне увлечение горнизмом-барабанизмом кануло в прошлое, вместе с красногалстучной пионерией. В Англии с ее зажатыми просторами многие увлечения носят углубленно созерцательный характер. Одно из них - trainspotting, буквально: следопытство паровозов. Типичный "trainspotter" от крайней скукоты жизни тратит силы на то, чтобы заносить в блокнотик проходящие поезда, их направление, тип локомотива, время прибытия-отбытия - это педантичный идиот, высшая сублимация англо-саксонской любви к порядку. Это же - символ безделья, оплаченный собесом беспечности. Шотландец Ирвин Уэлш написал роман под таким названием. Из романа "Trainspotting" сделали пьесу, из пьесы - фильм, к фильму приделали музыку, а музыка эта в исполнении ведущих британских команд, вышла отдельным компакт-диском. Его-то мы и будем сегодня крутить, заглянув для начала в рок-хронику.

17 марта - в штате Алабама родился Вильсон Пикет, певец блюз-рока.

17 марта 1963 года родился Джефф ЛяБар из группы "Cinderella", "Золушка".

19 марта, 20 лет назад, в 1976 году во сне, по дороге из Нью-Йорка в Лос-Анджелес от инфаркта умер Пол Кософф - это его вторая смерть, за год до этого, в 1975-м, врачи констатировали у него клиническую смерть. Сердце Кософфа тогда остановилось на целых 35 минут. После смерти Пола Кософфа его группа "Free" - распалась.

В тот же день 19 марта 1976 года, 20 лет назад, бывший басист "Uriah Heep" Гарри Тэйн умер у себя дома от передозировки наркотиков.

20 марта, в 1950 году в городе Бормут родился Карл Палмер барабанщик из "Crazy World Of Arthur Brown", затем он играл в "Atomic Rooster" и "Emerson, Lake And Palmer" - естественно, группа носит его фамилию.

21 марта, 35 лет назад, в 1961 году "Beatles" впервые выступили в Ливерпуле, в клубе "Каверна", через несколько месяцев они уже регулярно играли там по средам.

22 марта, в 1948 году в Лондоне родился Эндрю Ллойд-Уэббер, современный классик, живой, понимаете, композитор, автор известнейших мюзиклов современности.

Из последних новостей.

Все пять участников известной бразильской поп-группы "Мамонос Асосинос", погибли 3 марта. Специально нанятый для них самолет, врезался в гору, около города Сан-Пауло. Группа возвращалась с концерта, где они выступали перед сорока тысячами зрителей. Тела всех пятерых "Мамонос Асосинос", были доставлены в морг Сан-Пауло вертолетом, сотни поклонников рыдали у входа. Причина катастрофы пока неизвестна.

Ирландское трио "Феракли", нашла замену барабанщику Файфу Юнгу, который покинул группу в январе, поскольку, не мог и не хотел больше ездить на гастроли, особенно не хотел ехать в пятимесячную поездку по Соединенным Штатам. Новый барабанщик - Грэм Хопкинз, ему двадцать лет.

В Лондонском районе Излингтон открылся новый клуб под названием "The Complex". Он оснащен технологией XXI века. В этот клуб надо вступать заполнив анкету, вопросы в анкете: возраст, адрес, увлечения, какая музыка нравится? Ответы эти заносятся в запрограммированном виде на бар-код-карточки. Код этот индивидуальный уникальный на каждого, при посещении клуба данные считываются компьютером. Перед начальством таким образом всегда есть ясная картина - сколько пришло народу и кто пришел сегодня на танцы. В будущем машине указание можно дать: не пущать кого за плохое поведение или за торговлю наркотой, да мало ли чего может прийти в голову начальства.

На этом мы рок-хронику заканчиваем и переходим к нашей теме основной - к фильму "Trainspotting", а вернее, к музыке, которая начинает его самым неожиданным образом.

Iggy Pop -- "Lust For Life" / Trainspotting OST

"Lust For Life", то есть "Жажда жизни" - песня в исполнении Игги Попа с которой начинается, как я уже сказал, начинается самым неожиданным образом эта кинокартина. Не подумайте, что я говорю из своего опыта, человек я занятой, пожилой, в кино мне ходить некогда, и для этой цели, то есть для рассказа очевидца, я пригласил в студию одного из редакторов лондонского музыкального журнала "О!", который, ходил на эту картину, видимо, не только из служебных соображений, но из интереса личного. Позвольте представить гостя: Алекс Керви.

Сева: Алекс, что это за картина, почему ее называют одной из лучших, одним из лучших фильмов десятилетия, если, не вообще?

Алекс: Дело в том, что слухов, разговоров вокруг этой картины ходило множество, и этот фильм обречен был стать культовым еще до того, еще до того как его запустили в прокат. Потому что шумиха в газетах поднималась на протяжении нескольких месяцев, была масса статей, масса публикаций и роман Ирвина Уэлша "Trainspotting", что э-э-э, ну как Вы решили перевести, как "По шпалам", эта динамику фильма, кстати, сильно отражает, именно "по шпалам", когда их главные герои они, именно, передвигаются по шпалам. Я думаю, что столько вокруг этого всего было, что уже не пойти, нормальный средний человек на этот фильм не мог.

Сева: Ну есть всегда какой-то хайп, всегда какой-то, есть попытка продвинуть картину, но если публике фильм не нравится, то сколько бы его не рекламировали, что бы журналисты о нем не писали, своим отточенным пером, народ сходит, передаст друзьям о том, что картина не удалась, и - бывай здоров.

Алекс: Но здесь дело другое. Дело в том, что сам роман "Trainspotting", его сейчас в английской литературе считают вторым произведением после "Naked Lunch", которая детально описывает переживания наркоманов, и написана она языком наисложнейшим. Она написана на диалекте одного из самых криминальных районов Эдинбурга, и понять этот язык не могут даже шотландцы. Поэтому в начале фильма, когда начались все диалоги, где-то ползала, наверное, и я в том числе, они пытались понять: так что же, собственно говоря, происходит, потому что фильм неожиданно открывался этой вещью - "Жажда жизни", - и показывал двух главных героев, которые убегали от полицейских. Они украли книги в магазине и, соответственно, естественно, попались. И по всему Эдинбургу шла эта погоня и в итоге в конце, когда главный герой этого фильма, Рэнтон, его зовут, он на летает на машину, останавливается, говорит: "Ха", и тут же его опрокидывает на тротуар полицейский.

Сева: Эдинбург, город красивый и архитектура там замечательная, город контрастов, и на экране, все это выглядит, наверное, привлекательно. Следующая песня называется "Deep Blue Day", Брайана Ино.

Brian Eno - "Deep Blue Day" / Trainspotting OST

Сева: Алекс, Брайен Ино известен своими амбиетными экспериментами, тонким подходом к звуковому наполнению. Эта вещь, на мой взгляд, вернее, на мой слух, звучит незатейливо, ее мог бы сочинить, в принципе, любой интеллигентный человек, каждый интеллигентный человек. Легкая линия баса, тренькание стальной гитарой и переливы органа - да там, собственно, ничего нет.

Алекс: Да, но дело в том, что как эту вещь поместить в саундтрек фильма, и вот эта сцена, она первая повергает зрителей в шок. Дело в том, что главный герой, покупает опиумную свечу, потому что руки у него все исколоты, он уже не может никуда себя колоть, и он вставляет это себе в задницу, эти опиумные свечи. И идет, и неожиданно у него расстраивается на улице желудок, он бежит в туалет, заходит в какой-то паб и сразу же возникает - вспышка, и на двери туалета возникает надпись: "Самый худший туалет в Шотландии". Он открывает дверь, он входит, попадает в немысленную, совершенно, клоаку и пока он облегчается, он неожиданно понимает, что опиумные свечи-то уже все в выгребной яме. И вот под эту музыку он ныряет внутрь выгребной ямы и попадает в прекраснейшее, если Вы когда-нибудь видели съемки моря под водой, подводные съемки, он попадает в голубое пространство - это переливающиеся плавающие рыбки... И вот он плывет за этими опиумными свечами в выгребной яме. И когда он лез, половина зала, наверное, хваталась за сердце, с криками: "О, как, как это можно!". И когда он туда попадает, он плывет в этой прекрасной, совершенно, атмосфере, находит эти опиумные свечи и выплывает обратно под эту музыку и вылезает уже...

Сева: Покрытый голубой водой.

Алекс: Покрытый, да, голубой водой.

Сева: Вместе с рыбками. Да... То есть, идея того, что красота - есть понятие умозрительное.

Алекс: Да. Дело в том, что это была одна из первых зацепок в этом фильме, я думаю, что большинство зрителей, которые пришли, они пришли как раз именно из-за хайпа. У меня другая совсем история. Я этот роман купил, а когда я прилетел сюда, первая книга, которую я купил - это был "Trainspotting", я купился, скажу честно, на обложку. На обложке были изображены люди, т.е. - живые зомби и вместо головы у них был череп. Я купился на эту обложку, сразу же купил, раскрыл и понял, что не прогадал, никоим образом.

Сева: Следующий у нас на очереди Лу Рид.

Алекс: Вещь называется "Perfect Day" ("Отличный день").

Lou Reed : "Perfect Day" / Trainspotting OST

Сева: Лу Рид поет "Perfect Day", то есть о безупречном, о совершенном дне и тут я уже чувствую по строению картины, что, видимо, действие на экране разворачивается в прямой диалектической противоположности к тому, о чем поется в песне. Что происходит в картине на музыку Лу Рида?

Алекс: На мой взгляд, это одна из самых сильных сцен в этом фильме. Это сцена передозировки героином. Дело в том что главный герой, весь фильм построен э-э-э, весь фильм описывает приключения, группы молодых людей, которые сначала висят на героине, потом они с него слезают, потом они обратно возвращаются в тот притон, в котором они как бы проводили огромное количество времени. И под эту вещь, как раз описывается то, что в Англии называется "OD", то есть "овердоз" или передозировка героином. Дело в том, что меня интересовало, здесь, еще то, как снята сцена, выражает ли она, отражает ли она адекватно, состояние человека который испытывает это состояние, и дело в том, что с точки зрения своего опыта, я могу судить о том, насколько адекватна та или иная сцена. И здесь все происходило в точности так же, как, скажем, я, например, испытывал какое-то время назад. Это, под эту музыку он постепенно погружался в ковер, начинал таять, и он уже смотрел на мир, как бы снизу вверх. Вверху он видел свет и в этой дыре появлялся "пушер", то есть торговец, который на него смотрел. Дальше появлялось огромное небо, и пока его тащили, все снято так, как будто он плавает в этом пространстве, а половина экрана была занята тем, что с ним происходит на самом деле. То есть, его там везли в машине, потом таксист забрал у него все деньги, которые у него были, потом показывают, как его кладут на... уже на операционную койку, и везут со страшной скоростью по больничным помещениям.

Я думаю что, половина зрителей, как раз которые пришли туда, они ожидали совсем другого, они ожидали черные комедии, и пришли туда посмеяться и, действительно, половину фильма они смеялись. Но как только, появился эпизод с мертвым ребенком, опять же в этом притоне...

Сева: Причем ребенок погиб, видимо, от каких то наркотиков.

Алекс: Я эту сцену до конца не совсем понял, дело в том, что мне лично показалось, что кто-то ему просто, ради прикола что-то вколол. И когда они все плачут, смотря на этого мертвого ребенка, и возвращаются обратно в комнату, и чтоб забыться они опять начинают по новой, колоть себе героин. Я думаю, что после этой сцены, в зале наступает мгновенная тишина. И когда люди выходили уже, они, ну, я думаю, что они были в шоке.

Primal Scream: "Trainspotting" / Trainspotting OST

Сева: Да, фильм этот, конечно, многие, непонимающие, может быть, его сути, заочно назовут пропагандой наркотиков, но, видимо, цель -- ни пропаганда, ни порицание, а просто показ какой-то суровой правды, того что происходит сегодня, особенно с безработными, особенно где-то там на окраинах английских, британских островов.

Алекс: Фильм снят, как репортаж. В нем есть документальная отчетность и в нем нет той красивости, которая как раз присуща Голливуду. Дело в том, что режиссер этого фильма Данни Бойл, он сам англичанин, - и фильм снят по совершенно другим законам, нежели тем, по которым снимаются голливудские фильмы.

Сева: В европейском ключе, как снимают французы, может быть.

Алекс: Нет, я ничего похожего на этот фильм, не видел. Многие называют его английским вариантом "Pulp Fiction" Квентина Тарантино, но дело в том, что у Тарантино, все так вычищено, обсосано, что сцена с передозировкой наркотиков, ну воспринимается как, ну забавный, не более чем забавный эпизод.

Сева: Ну что ж, мы тогда рекомендуем при возможности, видимо, посмотреть, потому что фильм стоит того. И закончим мы тогда передачу последней на сегодня песней "Mile End".

Алекс: Где Джарвис Кокер язвительно поет: "Что-то плохо пахнет, наверное, кто-то помер и мухи летают".

Сева: Ну, вот, мои дорогие друзья мы с вами простимся до следующей недели. Я же пожелаю вам всего самого-самого лучшего. Счастливо вам, ребята!

Pulp - "Mile End" / Trainspotting OST

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015