РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

6 сентября 1996: Queen - 1

Добро пожаловать на наши рок посевы. Если бы вокалиста "Queen", Фредди Меркьюри, не подкосил смертельный вирус, то нынче, 5 сентября он праздновал бы свое пятидесятилетие. Умер Фредди пять лет назад, 24 ноября 1991 года, немного не дожив до очередного дня рождения, так что сейчас - самое время помянуть и покойного, и группу "Queen", умершую вместе в ним. Вот этим мы и займемся, заглянув в рок-хронику.

7 сентября - день смерти барабанщика Кита Муна из "The Who". Умер он в 1978 году по печально известным причинам, но в тот самый день, до того как эти причины возникли, Кит присутствовал на премьере кинофильма "The Buddy Holly Story" ("История Бадди Холли"), показанного по случаю дня рождения этой звезды рок-н-ролла 50-х.

В этом году исполнилось бы 60 лет. Бадди, или Чарльз Хардин Холлей, родился в городе Лаббок, штат Техас 7 сентября 1936 года.

15 лет спустя, 7 сентября 1951 года родилась вокалистка "Pretenders", Крисси Хайнд. Начинала в рок-журналистике.

9 сентября. В 1941 году родился Отис Рединг, певец и сочинитель R & B (Рок и блюза), нынче ему - 55.

Свое пятидесятилетие отмечает Билли Престон, он родился в Хьюстоне, Техас в 1946 году. В 60-х работал с Литтл Ричардом, на альбоме "Abbey Road" записался с "Beatles", в песне "Get Back". Ну, вы это помните.

9 сентября 1952 года в английском городе Сандерленд родился Дэйв Стюарт из "Eurythmics".

10 сентября. В 45 году в Пуэрто Рико родился Хосе Фелисиано, слепой от рождения певец и сочинитель.

10 сентября 1949 года на свет появился Барримор Барлоу, барабанщик из "Jethro Tull",

10 сентября - день рождения Синтии Леннон, она постарше будет, с 1939-го, родилась в английском городе Блэкпуль.

10 сентября 1957 года в Ирландии, в Дублине родилась Шобан Фахи, из популярного поп-трио "Bananarama", нынче - супруга Дэйва Стюарта и участница дуэта "Сестра Шекспира".

Наконец: 13 сентября в 1941 году в английском графстве Сарри родился Дэвид Клейтон Томас, певец из "Blood, Sweat & Tears" ("Кровь, пот и слезы"), ему нынче исполняется 55.

Из последних новостей.

Американская группа "REM" /Rapid Eye Movements/ ("Быстрые движения глаз") пописала рекордный, крупнейший в истории рок-н-роллья пластиночный контракт с фирмой "Warner Brothers". Собственно, это не новый контракт, а продление старого, впервые подписанного в 1988 году, когда "REM" выпустили диск "Green" ("Зеленый, -ая, -ое"). Вы, конечно, ждете заветной цифры. Ну что с вами делать! Нате, получайте. Во-семь-десят миллионов долларов авансу! За "REM" гонялись и другие крупные фирмы, зная, что между контрактами их можно перехватить. Но родных "Warner Brothers" перешибить не удалось. На этой неделе вышел новый альбом "REM", "New Adventures In Hi Fi" ("Новые приключения... /ну 'Хай Фай' сами переведете.../") На гастроли они не поедут, во всяком случае до выхода следующего альбома. До конца столетия-тысячелетия совершат мировое турне, видимо в 1998 или 1999 году.

Кортни Лав в Америке - опять, понимаешь, скандал очередной. Вышла новая картина режиссера Оливера Стоуна под названием "The People Versus Larry Flint" ("Народ против Ларри Флинта"), в котором Кортни играет жену магната порноизданий. Против картины восстают церковные организации христиан-фундаменталистов, а также феминистки, которые угрожают поставить свои пикеты у всех кинотеатров Америки.

И, наконец, Игги Поп чуть не отдал Богу душу, подавился костью во время полета над Швейцарией. Летел он в самолете, понятно, первым классом. Подали обед со свиной отбивной. Игги накинулся на нее, аки тигр изголодавшийся. Острая кость застряла у него глубоко в глотке, повредив голосовые связки. По приземлению срочно отправили нашего Попа в больницу, в работе пришлось делать перерыв почти на месяц. Вот ведь ирония судьбы - годами принимал наркоту, пил, курил, гулял - хоть бы что, а тут от свиной косточки чуть не загнулся... "Пожадничал, - признался он и, после раздумья добавил, - а свинины я больше есть никогда не буду!" Вот как рассердился на свинину наш герой.

На этом мы рок-хронику закончим и будем переходить к рассказу о Фредди Меркюри и в общем о группе "Queen". Начнем в хронологической подробности.

Рассказ о "Queen" надо начать с 1968 года. Тогда лондонская Карнаби-Стрит была еще мировым центром моды, волосы были длиннее, юбки - короче и секс-революция шла полным ходом. Завсегдатаи модных кафе и пивных баров на Кингз Роуд могли тогда слышать выступления группы "Smile" ("Улыбка"). По музыке "Улыбка" особой оригинальностью не отличалась, как говорили местные остряки, она напоминала "вчерашние 'Сливки'", т.е. группу "Cream". "Smile" выпустила несколько одиночных дисков, которые даже достигли американского рынка, но и только. Отмечали, правда, виртуозность гитариста Брайена Мэя и барабанщика Роджера Тейлора. На музыкальные заработки жить не удавалось, днем приходилось подрабатывать. Роджер, например, был одно время продавцом в магазине стильной одежды. Он был знаком с местными стилягами, заходившими взглянуть на последний писк моды. Захаживал туда частенько и некий студент художественного училища по имени Фредди, наряды которого заставляли оборачиваться даже бывалых. Выяснилось, что Фредди неплохо поет. Он доверительно сообщил Роджеру Тейлору, что собирается стать рок-звездой. Сам Фредди, видимо, верил в это бесповоротно, потому что вел себя так, будто этой звездой уже был. О будущем, наверное, он думал часто, потому что четко представлял - чего хочет, какой должна быть будущая группа. Именно он впоследствии предложил название "Queen" (оно друзьям сначала не понравилось), он же придумал себе псевдоним 'Mercury'. К Фредди долго присматривались: почти три года он числился в приятелях и лишь ходил смотреть на выступления друзей. Лишь в 1971 году, когда состоялось знакомство с басистом Диконом, решено было начать репетиции.

"Queen" : "Now I'm Here"

Песня "Now I'm Here", запись 1971 года.

О серьезности намерений участников можно было судить по репетициям - они продолжались два долгих года. Ребята писали песни, по отдельности и вместе, шлифовали исполнение, а самое главное - учились понимать друг друга. Всякая рок-группа, создающая свою музыку - сложный единый организм, части которого - элементы и катализаторы тонкого процесса созидания. Не случайно поэтому уход или замена одного нередко ведет к распаду всего целого. В отличие от большинства, "Queen" решили не играть по клубам и танцевальным залам. Время от времени они устраивали бесплатные концерты для друзей, но на сцену перед широкой публикой не выходили до тех пор, пока не довели свое шоу до кондиции. Наконец, в 1973 году, они почувствовали, что готовы к бою. Первым шагом было - заручиться контрактом с фирмой грамзаписи. C этим ничего не получалось, но лондонская студия "Trident" предложила вариант, по которому она предоставляла бы группе бесплатно студийное время в виде аванса в обмен на право публикации их материала в будущем и право полномочного представительства при продаже записей крупным фирмам. Здесь бы надо пояснить механику того, как западный артист зарабатывает на жизнь. Деньги, во-первых, поступают с продажи пластинок, обычно это - до 10% от оптовой стоимости. Если музыка исполняется по радио, ТВ и т.д., то отчисления, авторские, поступают к издателю (в данном случае к той же фирме "Trident"), который оставляет себе от четверти до половины, в зависимости от условий. При подписании контракта "Trident" предложил ребятам твердую зарплату, около двухсот фунтов в месяц, тоже в виде аванса. По тем временам деньги это были немалые, и они подписали все условия, продали, как говорится, себя с потрохами. Начались записи. Трудность, однако, состояла в том, что сама студия "Trident" должна была зарабатывать на хлеб насущный, записывая различные оркестры за почасовую оплату. Участникам "Queen" приходилось ждать своей очереди. Такое окно могло появиться лишь через несколько дней. Приходилось ждать, работа часто шла и в третью смену, по ночам. Зато повезло с продюсером, звукорежиссером стал Рой Бейкер, работавший тогда в студии техником. Бейкер, с одной стороны, хорошо знал технологию своего ремесла и мог воплотить в конкретный звук подчас неясные идеи ребят, с другой стороны, как звукорежиссер, он был неопытен, а, стало быть, у него еще не было своих накатанных приемов и штампов. Такие приемы вырабатываются в течение первых нескольких лет, преодолеть их порой становится трудно. Наконец, лента была готова. "Trident" послала ее на прослушивание в разные фирмы грамзаписи, надежд при этом особых не возлагалось. Но ленты произвели такое впечатление, что пластинку тут же захотели выпустить две фирмы, английская "EMI" и американская "Elektra". Вскоре в пластиночных магазинах появился альбом под названием "Queen", а вслед за ним - 45-ка с песней "Seven Seas Of Rhye" ("За семью морями").

"Queen" : "Seven Seas Of Rhye"

"Seven Seas Of Rhye" ("За семью морями"), "Queen" запись 1974 года.

Неожиданно для всех, в 1974 году читатели "Melody Maker" выбрали "Queen" лучшей группой года. Были распланированы гастроли по Англии и США, в Америке "Queen" выступали в первом отделении группы "Mott The Hoople" (помнит ли кто теперь этих гастролеров?) Гастроли начались успешно, но вскоре заметили, что гитарист Брайен Мэй что-то недомогает. Обратились к врачу, тот поставил диагноз: заболевание печени, гепатит. Брайену пришлось лечь в больницу, концерты отменить. Вынужденная передышка позволила подумать о целях и задачах будущего. В одном все согласились: никогда больше группа не будет выступать в чужом концерте, с этого момента название "Queen" должно стоять красной строкой. В 1975 году вышла третья пластинка "Sheer Heart Attack" ("Сердечный приступ"). Этот альбом вывел "Queen" в категорию звезд. В Америке пластинка стала "золотой", а 45-ка "Killer Queen" поднялась на первое место. Несмотря на коммерческий успех третьей пластинки, финансовое положение группы было неважным. Как вы помните, контракт со студией "Trident" был подписан на невыгодных условиях. Тогда, как говорится, выбирать не приходилось. Теперь же студия считала, что ее прибыли по этому контракту - вполне закономерные и оправданные, ибо она рискнула и получает с этого риска куш. Музыканты хотели этот договор расторгнуть, "Trident" настаивала на соблюдении всех его условий. Расставание получилось не очень сердечным. Студия затеяла судебный процесс и ребятам пришлось заплатить почти 100 000 фунтов, чтобы из этого контракта выбраться.

"Queen" : "Killer "Queen"

Песня "Killer "Queen", запись с альбома "Sheer Heart Attack" 1975 года.

Помог ребятам выпутаться из этого положения тогдашний менеджер Элтона Джона, Джон Рид. Он не только разобрался в сложной контрактной ситуации, но и организовал необходимые финансы для записи следующей пластинки "A Night At The Opera" ("Вечер в опере"). "Queen" провели в студии пять месяцев, смета расходов на запись была превышена чуть не вдвое, но в фирме "Electra" понимали, что нетленки так вот, с налету, не создашь. "Твори, выдумывай, пробуй! - сказано было "Queen", - за все уплачено!". А уплачено было немало. По словам президента, Джо Смита, "Elektra" вложила в этот проект около миллиона, так что риск был немалый. Одной из самых известных песен альбома стала "Bohemian Rhapsody", она поднялась на вершину английского хит-парада и держалась там дольше всех других пластинок десятилетия. Британская пластиночная промышленность в 1977 году назвала пластинку "Queen" "лучшей за последние 25 лет".

Ну, тут самое время проиллюстрировать сказанное. Я же на этом прощаюсь, дорогие друзья, до будущей недели, до встречи в пятницу в полночь по Москве с повтором в субботу и понедельник на короткой, а кое-где средней и ультракороткой бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего. Счастливо вам, ребята!

"Queen" : "Bohemian Rhapsody"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015