Несколько лет назад я искал дизайнера для сайта русского радио в Лондоне. Человек, которого мне рекомендовали, хотел заверить, что он работает качественно. «Не волнуйтесь, — сказал он, — хохлому я не делаю!» Хохлома, как известно, это нижегородская техника росписи и лакирования, восходящая к старинным иконам. В хохломской технике деревянные предметы, обычно посуда, окрашиваются в золотистый цвет. Их грунтуют глиной, сырым льняным маслом и порошком олова. По слою пускают узор, покрывают лаком из льняного масла и закаливают в печи. Есть роспись «верховая» — красным и черным по золотистому фону и роспись «под фон» — золотистый силуэт на цветном фоне. Традиционный художественный промысел нижегородских крестьян из торгового села Хохлома. К инаугурации президента Медведева изготовили хохломскую деревянную ложка, выше его ростом. К 50-летию режиссера Михалкова, потомка царского постельничьего, сделали специальный хохломской набор: столовый сервиз «Царская трапеза», портретную усатую матрешку, деревянную шляпу с надписью, декоративную трость и тарелку с росписью семейной сцены. Хохлома вошла в фольклор Нижнего Новгорода. На местном языке «расписать под хохлому» значит — крепко побить до синяков и кровоподтеков по всему телу. Не думаю, чтобы дизайнер, с которым я вел производственную беседу, имел в виду все выше описанное. Скорее всего, он намекал на буйство деталей и красок, деревенский идеал красоты, который в условиях современного минимализма в интернете смотрится избыточно и даже безвкусно. Меня, например, давно занимает вопрос. Французский флаг и флаг Российской Федерации построены на одних и тех же цветовых сочетаниях — красный, синий и белый. Французский флаг радует глаз, вызывает легкий душевный подъем, а от вида российского флага, наоборот, возникает легкое уныние. И все это при том, что Францию я недолюбливаю и считаю себя российским патриотом. В чем дело? — подумал я, и стал исследовать свое художественное подсознание. Точнее — как оно реагирует на оттенки цвета. Нашел и разницу. В градациях «пантона» на российском флаге синий — это 286С, якобы цвет голубого неба, а у французов этот синий темнее (282С). То же и с красным. На российском триколоре — это 485С, нечто близкое к кумачу, а на французском красный представлен «пантоном» 186С. Казалось бы, мелочь, ерунда, но результат разительный. Примерно, как от сравнения самой Франции и России. Здесь — загадка искусства. Народ выбирает цвета по мироощущению. Каждый — по своей хохломе. |