СЕ-НО:БЛОГ

17.08.2016 Фунт стерлингов

Фунт стерлингов

В середине 60-х я плавал третьим помощником капитана в Эстонском Пароходстве.

В мои обязанности входила ежедневная проверка хронометров (в полдень по сигналу «Говорит Москва»), корректировка навигационных карт и лоций в соответствии с последними бюллетенями, а также выдача зарплаты. Я был судовым банкиром.

Всю наличность в рублях перед уходом за границу мне полагалось класть на аккредитив. После возвращения в советский порт нужно было дождаться пограничной комиссии, таможенного досмотра, после этого сойти на берег, отыскать центральную сберкассу, получить по аккредитиву судовые деньги, вернуться и только тогда начинать выдачу аванса или получки.

На все это уходило часа четыре. Команда рвалась в город и изнывала от нетерпения. Довольно скоро я начал потихоньку прятать свой рублевый фонд в коробку из-под обуви, вывозить советские дензнаки за рубеж. Моряки это скоро пронюхали.

 Еще в море, иногда за сутки до захода в порт, мне в дверь осторожно стучали: — Всеволод Борисыч! На что я отвечал: — Заходи по одному! — Мне бы авансик, — робко говорил посетитель. Я решительно спрашивал: — Сколько?.. Распишись вот здесь.

Это вопиющее нарушение финансовой дисциплины было нашей общей тайной, которую никто ни разу не выдал.

За границей выплату надо было планировать заранее. Я шел к капитану и спрашивал: «За сколько суток начислять?» Капитан прикидывал время нахождения в международных водах и называл количество дней.

У меня был табель инвалютной зарплаты в условных единицах: матрос получал в сутки 60 копеек, капитан 2 рубля 20 копеек. Сначала надо было вывести каждому сумму к выплате в условных рублях, потом перевести в целевую валюту, проверить баланс всех колонок, подбить общую цифру и отдать ее капитану.

Он составлял радиограмму судовому агенту в порту, радист отбивал ее на ключе азбукой Морзе, и по заходу в порт нас уже встречали с конвертом валюты, которую я выдавал по ведомости.

С десятичными валютами — марки, кроны, злоты — все просто, но с английскими фунтами была беда.

Мне в 1963 году приходилось иметь дело вот с чем:

1 гинея — 21 шиллинг;

1 фунт стерлингов — 20 шиллингов;

1 крона — 5 шиллингов;

1 полукрона — 2,5 шиллинга;

1 флорин — 2 шиллинга;

1 шиллинг — 12 пенсов;

1 гроут — 4 пенса;

1 пенни — 2 полпенни или 4 фартинга.

Железный арифмометр «Феликс», прообраз будущих компьютеров, решительно отказывался считать эти английские извращения. На составление валютной ведомости у меня уходило порой часов семь или восемь, я «вручную» передвигал по одному или по два пенса с одной строчки в другую, чтобы добиться согласования левых и правых колонок

Англичане, однако, отлично управлялись в этой головоломной системе и гордились своей самобытностью. Европа же неуклонно продвигала свою метрическую систему, введенную еще во время французской революции в апреле 1795 года.

Спустя 176 лет европейцы победили и в январе 1971 года фунт стал десятичным, хотя и называется по старинке “фунтом стерлингов”.

Что это за «стерлинги» и почему их – фунт?

На старо-английском языке звезду называли steorra, а ‘ling’ –  уменьшительный суффикс. “Стерлинг”, или “звездочка” – это мелкая монета, серебряный пенс.

После завоевания Англии норманнами в 1066 году платежной единицей стал фунт серебра, поделенный на 240 пенсов.

Отсюда – фунт стерлингов.

Английские серебряные деньги пользовались большим спросом. На них в Китае закупали чай и фарфор. Импорт оплачивали серебром.

С середины 17 века только в Китай ушло 62 миллиона фунтов стерлингов, или 28 тысяч тонн серебра. Никаких других денег Поднебесная Империя принимать не хотела. Англичанам приходилось доставать серебро в торговых сделках с Европой.

Для закупок чая в Китае Британская Ост-Индская Компания начала ввозить туда опиум с индийских плантаций. Курение опиума стало национальным бедствием, в 1799 году продажу наркотика запретили, но англичане продолжали его ввозить контрабандой.

Наркоманами стали 20% столичных и до 30% провинциальных чиновников; в отдельных учреждениях - до 60% должностных лиц. Среди солдат и офицеров курение опиума стало повальным явлением.

К 1838 нелегальный ввоз опиума достиг уже 1400 тонн в год, и китайское правительство ввело смертную казнь за контрабанду опиума.

В следующем, 1839 году, удалось захватить и уничтожить большую партию британского опиума - более 19 тысяч ящиков и 2 тысячи тюков

Император закрыл Китай для иностранной торговли. Англия объявила войну.

Результатом войны стала победа, закреплённая Нанкинским Договором, выплата контрибуции в 15 000 000 лянов серебра, передача Великобритании острова Гонконг и открытие китайских портов для английской торговли.

Но вернемся к фунту стерлингов. Бывали у него славные дни, например, в 1940 году английский фунт стоил больше 4 американских долларов.

В 1949 году его пришлось обесценить до 2 долларов и 80 центов.

В 1972 году фунт упал до отметки 2.42 доллара.

В феврале 1980 года фунт достиг «дна» в 1 доллар и 3 цента.

7 ноября 2007 года можно считать недавним триумфом британской валюты – фунт поднялся до отметки в 2.11 доллара.

Меня эти цифры волнуют, поскольку курс фунта определяет наш семейный бюджет. Все мои заработки – в Британии, а здесь я достаю эти деньги из стенки в виде евро или болгарского лева.

«Брексит» вызвал обвал фунта. Шутка ли – в ноябре прошлого года он стоил 1.43 евро, а два дня назад опускался до 1.15.

Почти как в анекдоте – фунт рублей стоит доллар.

Это смешно, но неправильно. Я провел исследование.

Монета в 1 рубль весит 3 грамма. Фунт – это 453 грамма, или, по весу, 151 рубль.

Поэтому фунт рублей стоит вовсе не доллар, а 2 доллара 35 центов.

Это - правильно, хотя уже не смешно.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024