ПРЕССА

Би-Би-Сева: Вышли мы все... из джаза

<< к списку статей

В.Пухов, "ШансоньеР", N1, май 2007


Наш корреспондент побывал на Би-Би-Си и встретился с Севой Новгородцевым.

ГЛЯДЯ ИЗ ЛОНДОНА

Здание главного входа в офис "Радио-Би-Би-Си" в центральной части Лондона на Стрэнд-стрит внешне похоже на известные многим колоннады московской выставки ВДНХ, то же величие, а наверху - подобие мухинской скульптуры рабочего и колхозницы. Только в руках не олицетворение выдуманного единства серпа с молотом, а горящий факел. Здесь уже более двадцати лет работает наш бывший земляк, ныне гражданин Великобритании, музыкант и автор многих популярных радио эфиров BBC - Сева Новгородцев. Встреча с ним была оговорена заранее, еще из Петрозаводска. По электронке пришел лаконичный ответ: "По приезду в Лондон, звоните после часу дня прямо в студию!" и номер телефона.

"Сосчитать русскоговорящих людей в Англии сегодня невозможно, - говорит Сева, - пару лет назад говорили о 200 тыс. человек. Сегодня, один бог знает, сколько. Очень много из Белоруссии, Прибалтики, России. Думаю, где-то под 300-400 тысяч. Они рассеяны по всей Англии, в основном, приезжают на работу.

Я приехал сюда в марте 1977 года, по кругу было еще человек сто, не более. Мы практически не общались. На русских смотрели, как на нечто экзотическое, чуть не руками ощупывали. Иногда даже шарахались, особенно после событий 1991 года. Затем, все устоялось. Ныне есть легенды о фантастических русских деньгах, приезжают богатенькие люди. В течение года до 5 тысяч российских миллионеров. Они покупают престижные дома, квартиры, самые дорогие товары, в общем, не скупятся. Деньги заработаны все же не соленым потом.

Принципиально еще вот что. Мы, в 70-х, уезжали не куда, а откуда. У нас не было другого выхода, хотя я лично долго сопротивлялся идее эмиграции. Мне повезло, я попал на BBC, и сумел найти то, что мне и нужно было. Потом поехали люди в поисках приключений, продвижения карьеры. У них философской позиции не было. Кроме того, они могут приехать, уехать. А я, только через визу. Да и английский паспорт я получал семь лет, все то время был без гражданства. Последние 22 года - я англичанин".

КРИВЫЕ ДОРОЖКИ РОК-Н-РОЛЛА

Я показываю Всеволоду Борисовичу редкую фотографию из чешского журнала "Мелодия" начала 70-х. Тогда это был едва ли не самый доступный в СССР рок журнал. На ней он в составе питерских "Добрых молодцев". Мой собеседник улыбается, с интересом ее рассматривает. Мы сразу становимся "своими людьми", прошедшими одни рок-дороги. "В первые поп-ансамбли СССР, на главную дорогу рок-н-ролла, пошли люди, не попавшие в джаз, - бережно ворошит тему Сева, - В тех же "Добрых молодцах" играли люди, учившиеся у меня по классу кларнета, саксофона. Они взяли в руки гитары в зрелом возрасте. Первым настоящим гитаристом в Союзе был Анатолий Васильев из "Поющих гитар", ему было около 40 лет, и он был прекрасным "снимальщиком" гармоний. Этим своим талантом он пригодился отечеству на заре рок-н-ролла, поставил на рельсы свой ансамбль.

Я же попал в "Добры молодцы" случайно, странным образом. В 1968 году джаз-оркестр Вайнштейна, где я играл, переходил с танцевальной сцены на концертную. "Добры Молодцы", выступали "по леспромхозам" страны, и устали от этого. И чтобы срежиссировать нашу программу, придать ей модность, с моей подачи были взяты эти гитаристы. Они выходили впереди на авансцену, и такое соединение с большим оркестром выглядело очень прилично. Затем, когда "Добры Молодцы" поняли, что так заработать не удастся, они вновь решили работать самостоятельно. Поездили год по Дальнему Востоку, заработали денег, прикупили аппарат, и вернулись покорять центр страны. Попросили меня помочь с организацией концертов в Москве, как известного интригана.

Сначала все складывалось весьма удачно. Мы вошли в штат Росконцерта, готовились к сдаче программы и первому серьезному туру. Пригласили солистом молодого Юрия Антонова, который тогда был вообще без работы. И тут произошла довольно неприятная история. Антонов, ранее уволенный из Ленконцерта за весьма неприличную коллизию, вновь ввязался в конфликт. Нас стали прижимать. На этом история с "Добрыми Молодцами" можно сказать, и закончилась. Мы одиннадцать раз сдавали программу, жестоко голодали. Не имея средств, давали левые концерты по областям. Я покинул коллектив, переосмыслил свою жизнь, поэтому остались весьма сложные чувства о тех годах, молодости и первых шагах рок-н-ролла".

У РОССИИ ПОЮЩАЯ ДУША

В конце 60-х, начале 70-х в Советском Союзе параллельно и независимо друг от друга созрела и развивалась вполне революционная ситуация не только в рок-н-ролле, но и другом, народном жанре- авторской, уличной песни, которую иногда называют городским романсом, куплетами двора, электрички, кухонных или дачных посиделок. Ныне такие песни окрестили русским шансоном. Этот колоритный жанр народного творчества, сродни русскому анекдоту, отражающему кратко и метко все происходящее. Зарифмованный и положенный на музыку, он, как и рок-н-ролл, стал доступен каждому, потому и популярен.

В те же годы в Москве крутили Высоцкого, ранее - Галича, Окуджаву, в Питере уже пел Аркадий Северный, появился ансамбль "Братья Жемчужные", первые магнитофонные записи русского шансона.

"Тогда никакого русского шансона, как жанра, не было, он просто не оформился, - считает Сева, - Да, в Питере пел Аркадий Северный, в Москве - Владимир Высоцкий, основатель "Братьев Жемчужных" - Николай Резанов - играл на гитаре и банджо у нас в оркестре Вайнштейна. Могу сказать, что он - мой ученик, очень любил озорные песни, городской фольклор. Я и сегодня помню, как он пел песню "Плавленый сырок"... Он познакомил меня с основами будущего, ставшего таким популярным, жанра, за что я ему и благодарен.

Позже, о русском шансоне, именно с его подачи, рассказывал и я на BBС. Тогда я работал на здешнем "Русском радио", и выводил в мировой эфир Михаила Круга, Славу Медяника, Мишу Шуфутинского, других певцов, кто создавал качественную песню. А вот ранних шансонье из 70-80-х здесь почти не звучало по причинам некачественных записей, сделанных практически в домашних условиях. Да и стилистика их была чрезвычайно направленной.

Сегодня в Лондоне в отличие от американского Брайтона, таких исполнителей нет. Возможно, есть отдельные люди, но я их не слышал. Ресторанов с русскими шансонными музыкантами нет совсем".

ОСТРОВА СВОБОДЫ

У каждого человека должны быть "островки свободы", куда для посторонних вход закрыт. Они приносят необходимое душевное равновесие, энергетику творческого запала.

"От стрессов и суеты, - отключив на время бурлящий сотовый телефон, продолжает Новгородцев, - я спасаюсь двумя тайными от многих средствами. С утра я играю классику на флейте, минут сорок. У меня есть свое караоке, любимый джаз из 40-50 годов прошлого столетия. Пою, импровизирую, и это тонизирует. Хотелось бы создать свой, джазовый "надежды маленький оркестрик". Однако, это непозволительная роскошь, где взять время на туры, концерты, репетиции. А ведь было дело, играл в Питере, и даже в Петрозаводске, в Университетском джаз-клубе. Свободного времени просто нет. Ежедневный, часовой эфир, его подготовка, все это - серьезная головная боль, нужно творить, что-то постоянно продуцировать, какие-то новые идеи. Иначе, рейтинг программы упадет. Любой контракт здесь только на пол года, независимо от имени, известности. Если руководство что-то не устроит, могут легко сократить, закрыть программу. Никаких гарантий никто не дает. В Россию езжу только по долгу службы. Был этим летом с делегацией Би-Би-Си. Формат моей программы "Би-Би-Cева" - это новости с человеческим лицом. Мы вокруг новостей выстраиваем человеческие истории, даем им человеческое наполнение. Как и ранее, сегодня Би-Би-Си вещает через ретрансляционные системы во многие крупные города России, до Екатеринбурга. Скоро FM-диапазон будет в Москве, в Интернете нас может послушать любой".

НОСТАЛЬГИЯ

"Все же русских здесь много… В основном, это интеллигенция. Работают в газетах, но большей частью многим приходиться трудиться в гостиницах, обслуге, торговле. Это небольшие, но быстрые деньги на повседневную и весьма достойную жизнь. Открывают магазинчики с русскими продуктами, скучают по селедке, гречневой каше и прочим таким вещам".

Сева Новгородцев не любит шумных компаний, отдыхать предпочитает дома в Лондоне, или на островах, где можно спокойно поиграть джаз на любимой флейте.

ВЛАДИМИР ПУХОВ Лондон-Петрозаводск

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024