ПРЕССА

Сева Новгородцев: когда ловишь сигналы – надо реагировать

<< к списку статей

сайт Kharkiv Today, 17 ноября


В Украине побывал радиоведущий, диджей, журналист Сева Новгородцев. "ХН" поговорила с легендой, чей голос жители страны Советов ловили сквозь глушилки, о том, скучает ли Сева по работе на радио, дружит со "звездами", о которых рассказывал в эфире, и о том, нужно ли прислушиваться к сигналам извне.

Бывший моряк, затем музыкант-саксофонист, руководитель ансамбля «Добры молодцы» Всеволод Новгородцев эмигрировал в 1977 году из СССР, через два года он оказался в русской службе британского радио BBC, где и получил признание на одной шестой части суши, откуда незадолго до этого «свалил». Его передачи «Рок-посевы», а затем «Севаоборот», уж простите за штамп, доносили за «железный занавес» мелодии и звуки, которые по ту сторону цивилизованного мира были малодоступны среднестатистическому советскому гражданину, а то и вовсе под запретом.

Уже три года как Сева Новгородцев не садится за микрофон в студии. Кавалер ордена Британской империи (в 2005 году эту награду радиоведущий получил из рук королевы Елизаветы) переехал из Англии в Болгарию, живет в тихом горном местечке, пишет книги, с легкой руки Бориса Гребенщикова начал ездить в творческие турне.

Поездку по Украине Сева начал с Харькова. Без единого передыха провел трехчасовое выступление, начав его с игры на флейте. Правда, поговорить нам довелось меньше десяти минут, три часа на сцене – не шутка, легендарный ведущий выложился по полной. И я особо признателен Севе Новгородцеву, что он любезно согласился выделить даже немного времени на беседу.

- Сегодня, как говорится, знаковая дата. Я имею в виду не очередную годовщину Октябрьской революции – в этот день 31 год назад состоялась первая программа «Севаобороты». Скажите, Вы скучаете по радио, по общению со слушателями через микрофон?

- По «Севаобороту» скучаю, потому что у нас в первом составе была идеально подобрана команда, у нас своя методология была выбрана – вот эта свобода, которая проявлялась в эфире, происходила от того, что гость появлялся за два иди даже за три часа до передачи. Мы сидели в бибисейской кантине, в подвале, где никогда не выключали свет, и беседовали как бы ни о чем. Гость к нам привыкал просто по-человечески, поэтому, когда мы шли на эфир, все были, как говорится на профессиональном языке, «теплыми», то есть мы могли доверять друг другу в эфире. Не могу сказать, что за 19 лет не было никаких проколов, пару раз случалось, но в общем и целом мы шли в эфир друзьями. И вот эта проработанная тщательно непринужденность и уверенность в коллегах, в их профессионализме, вообще добром расположении создавала такой климат, который я вспоминаю с большой теплотой и можно сказать, что скучаю.

- А у Вас остались дружеские отношения с кем-то из гостей программ, с кем Вы до того не общались?

- Да. Вот Виктор Суворов, есть такой знаменитый писатель. Мы его «пробили» вообще, мы были первыми, кто его вывел в эфир, потому что в самом начале писательского пути ему никто не верил. Это раз. Во-вторых, он шел против академической школы в истории, где все уже было прописано. Академическая публика защищает территорию зубами и клыками, как известно, и не только советская, западная тоже не уступает. И поэтому его были готовы стереть в порошок, всякая общественная платформа ему была в тот момент закрыта.

Я с ним познакомился, и он меня убедил своим методом военной разведки, когда они из всякой ерунды собирают общую аналитическую картину. Поэтому я решил предоставить ему платформу, а руководство BBCпод давлением со стороны и даже внутри – коллеги бунтовали, говорили: «Какой-то бывший танкист идет против академика Волкогонова, кто он такой вообще?», – от меня требовало снять. Но я стоял твердо и не отменил, Суворов вышел в эфир, и с тех пор началась его большая слава. И в первом варианте «Аквариума», в предисловии есть специальная благодарность славной троице «Севаоборота».

С ним иногда «балакаем» по телефону.

- В свое время мне довелось прочесть, что на заре становления радио, когда в эфир стали приглашать известных театральных актеров, вдруг обнаружилось, что у них наступает испуг от того, что они не видят зрителей, они не понимали, как это – говорить в пустоту. Они не видели глаз зрителей, их эмоций. Какие у Вас были ощущения, когда Вы впервые переступили порог студии, надели наушники и сели к микрофону?

- Я поначалу говорил очень мало в поп-передачах, и потом я читал по бумажке, все мои тексты были писанные, поэтому такой проблемы не возникало, а к 87-му году (год выхода программы «Севаоборот»-авт.) поднаторел, но! Первые передачи – естественно, текстов не было, но тематическая канва, такой подробный конспект как бы, была прописана и в последующие несколько лет я научился всю структуру на весь час держать в голове. Это постепенно пришло, не сразу, но в общем это выручает меня до сих пор.

- Вы знаете, сегодня Вы разрушили одно мое убеждение, можно сказать, стереотип: я просто-таки категорически был уверен, что Вы купаетесь в роке, что это Ваша музыка, несмотря на то что Вы джазовый музыкант, что это Вам безумно интересно, более того, что Вы если не дружите, то поддерживаете отношения с рок-звездами. Оказалось, что это не Ваша музыка.

- Нет, дело не в том, моя это музыка или нет, я музыкантов люблю, но я должен был столько выдавать на-гора каждую неделю, что мне с кем-то там еще общаться, ходить пить, выслушивать бессмысленные разговоры совершенно ни к чему. И потом, если я с кем-то встречаюсь, вот, скажем, я с UriahHeepездил на гастроли, они мне про себя рассказали, но это все равно никуда не вставишь, потому что тогда надо книгу садиться о них писать. Так что для нашей радиоработы и дозированной информации, которую я могу выдать в эфир, знакомства мне были ни к чему.

- Сейчас радио меняет свой формат, как и все СМИ, уходит в соцсети, становятся. Вы что-то выделяете для себя, слушаете в интернете?

- Я радио слушаю на мобильном телефоне. Я просто как был радиослушателем, так и остаюсь, у меня 15-20 радиостанций, которые я слушаю: «Радио 4» бибисейское, «Радио 2», если не спится, русские – «Эхо Москвы», «Свободу», «Радио 5», потом в Америке есть ряд… В общем, где говорят хорошо я люблю.

- Сегодня, слушая Вас, я сделал вывод, что Вам в жизни часто фартило. Вы действительно фартовый, везучий человек? Вам до сих пор везет?

- Ну, если я не проявляю усилий. Если я начинаю рогом упираться, то мне не везет. И у меня очень много не получалось из того, что задумал я и волевыми усилиями пытался продавить. А когда ты, так сказать, спокойно, уравновешенно ловишь сигналы, что пришло – на то надо реагировать, то получается.

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024