РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

9 ноября 2002: Новые альбомы (Foo Fighters: "One By One") - 2

Добро пожаловать на наши рок-посевы...

  Музыка Dave Grohl   Interview   

На профессиональном языке бибисистов это называется actuality, то есть запись чего-то действительного - события, голоса, человека. Того, что потом придется переводить, забивая собственным голосом. Но у нас с вами, господа, есть свои "акчуалити" - то, что происходило и произошло на этой неделе во вверенной нам области.

10 ноября. В 1948 году в английском городе Бормут родился Грег Лейк, гитарист, вокалист и один из основателей King Crimson, затем - участник Emerson Lake and Palmer.

10 ноября 1944 года в Амершаме в Англии родился Тим Райс - либреттист и соавтор (с Ллойд-Уэббером) мюзиклов Jesus Christ Superstar, Evita, и других.

12 ноября в Торонто, в Канаде, родился Нил Янг, гитарист, певец, сочинитель, основатель Buffalo Springfield, участник Crosby Stills Nash and Young.

14 ноября. 50 лет назад, в 1952 году, только что созданная газета New Musical Express начала публиковать списки популярности, хит-парады, или, если угодно, чарты, основанные на статистике продаж в магазинах.

Из последних новостей. 3 ноября в возрасте 71 года умер Лонни Донеган, король музыки скиффл. Скиффл был предтечей и одной из составляющих английской поп- и рок-музыки. Сам Донеган прославился впервые в 1954 году с песней Rock Island Line. Пластинка продалась тиражом в три миллиона, но сам Доннеган, как гласит легенда, получил с этого только 3 фунта 50 пенсов за запись. Самая его известная песня - "My Old Man's a Dustman - Отец мой мусорщик". О влиянии Доннегана на них говорили "Битлз", "Роллинг Стоунз" и Марк Нопфлер.

В американском городе Атланта арестован вокалист Бобби Браун, муж Уитни Хьюстон. Полиция остановила его за превышение скорости. Попросила предъявить права. Прав не оказалось. Страховки тоже не было. А что у вас есть? Проверили, в кармане нашли марихуану. Когда после задержания привезли в городскую тюрьму да справились по компьютеру, выяснили, что на Бобби в соседнем штате еще в 1996 году выдали ордер на арест. Мораль - не превышай скорость перед полицией!

Шарон Осборн, жена Оззика, в недавнем телеинтервью призналась, что ни за что не согласилась бы сниматься в телесериале, если бы знала о всех последствиях. Постоянное психологическое напряжение под неослабным оком телекамер привело к тому, что Оззи опять запил. "Мы выполним контракт, - сказала Шарон, - снимемся еще в десяти эпизодах, но после этого - никакого телевидения!" Боссы MTV от этого заявления пришли в ужас, но довольно быстро нашлись и заявили журналистам следующее: "Вы же знаете - Шарон человек взрывной, неуправляемый. Именно поэтому она сама и ее семья так интересны на экране. Мы к этому уже давно привыкли". Известно, что у Шарон - рак слепой кишки и что она принимает курс химиотерапии. Пациентов от этой химии зачастую тошнит. Но вся жизнь Осборнов - на виду, их снимают круглые сутки, не дают ни минуты покоя. Так что все пьяные выходки Оззика или болезнь Шарон, когда ее выворачивает наизнанку, станут достоянием очень широкой публики. Зря, господа, миллионов не платють.

Кстати, о миллионах. Пол Маккартни на прошлой неделе закончил американский тур по большим спортивным аренам. Подсчитано, что в среднем сбор по кассе за концерт - 2 миллиона долларов. 50 концертов - 100 миллионов. Это - рекорд 2002 года. Маккартни - человек не бедный. Денег у него столько, что ни самому не истратить, ни детям, ни даже внукам. Зачем эти заработки? А-а-а! Есть у него заветная цель - стать не каким нибудь жалким миллионером, а МИЛЛИАРДЕРОМ!

Это нелегко, но если бережно относиться к деньгам, да складывать миллион к миллиону - глядишь, и сложится. Теперь Макка планирует гастроли на 2003 год. Поездку по Европе, с возможным заездом в Россию, в Москву, с концертом на Красной Площади. Планируется тур по Австралии. Этот год заканчивается концертами в Мексике, потом - Япония, где в 1980 году на таможне у Маккартни в багаже нашли фунт конопли, арестовали, продержали 8 дней в кутузке, выдворили из страны с позором, все концерты отменили. "На этот раз, - пошутил Маккартни, - я подготовился лучше, я знаю - как правильно укладывать чемодан!"

На этом рок-хронику закончим, вернемся к нашему роскошному баритону, к нашей акчуалити, коей является Дэйв Гроль, гитарист, вокалист, отец-основатель "Фуфайтерсов".

  Музыка Foo Fighters      

  Музыка Dave Grohl   Interview   

"Над этой пластинкой работать вместе было легко, мы еще больше сдружились и все время - рабочее и не рабочее - проводили вместе. Все свои партии на этом диске я записал, сидя на этом диване - гитары, вокал. Даже когда приходилось вопить так, что пупок развязывался... Мы старались писать песни красивые, приятные - делать то, что мы раньше делать просто боялись. Ведь страшно было разрушить стиль группы - не может же крутая команда сочинять сладкие баллады?"

Это был Дэйв Гроль собственной персоной, в моем перетолмачивании. Итак, господа, вернемся к нашему радиофильму. Мы - в штате Вирджиния, в городке Александрия, где в подвале собственного дома у Дэйва Гроля - студия 606, штаб квартира фирмы "Розуэлл Рекордс". Повсюду в студии - следы прошлого, настоящего и будущего. На одной из стен - былые награды: сертификат продаж пластинки "Nevermind" тиражом более 600 тысяч. Германия - пластинка "Unplugged", тираж более 250 тысяч. Прямо за любимым рабочим диваном на стене - ранняя зарплата, один из первых чеков от компании "Дискорд Рекордз" на 30 долларов. Память важнее денег. Гроль и продюсер Адам возятся с каким-то оборудованием, прилаживают его для записи. За компьютером со студийной программой "Pro Tools" сидит звукотехник Ник, что-то вырезает, вставляет, подчищает. Короче - редактирует. "Отредактировать трехминутную песню - говорит он - займет у меня часов 6, 8, 10 а может даже 12 часов". Вверх по лестнице, там сидит Джо Биб, по кличке "Пятница". Мастер на все руки, ему поручено техобслуживание гитар. Он меняет струны, сидя перед телевизором, рассказывает про свою работу на гастролях и в студии. На телеэкране - документальный фильм про Курта Кобейна. Идет исследование - была ли его смерть самоубийством. Тем временем Дэйв Гроль и продюсер Адам готовы к записи, они прописывают гитарные дорожки к новой песне. Дэйв играет, останавливается, повторяет, останавливается, играет снова, останавливается, повторяет, останавливается и так до бесконечности. Работа нелегкая, требует сосредоточенности. Он втягивает щеки, на губах блуждает легкая улыбка. Наконец, перерыв, можно поговорить.

  Музыка Foo Fighters      

- Дом куплен в Александрии. Почему тут? Родина?

- Нет, - отвечает Дэйв. Я родился в Огайо, а сюда перехал, когда мне было два или три года. Но вырос, действительно здесь, в Вирджинии, в Спрингфильде, примерно в 20 минутах езды отсюда.

- А когда переехал в Сиэттл?

- Ну... - отвечает Дэйв, -когда стал играть с "Нирваной".

- Как это случилось?

- История долгая. Я был в одной группе, она называлась Scream, мы были на гастролях и тут наш басист вдруг решил уйти. Мы застряли в Лос-Анджелесе. Звоню знакомым музыкантам, которые должны были приехать туда, говорю: "Мы здесь застряли. Группа развалилась, когда приедете, позовите на концерт в гости". А они и говорят, - ты знаешь, что "Нирвана" ищет барабанщика? Да-да. Они были на твоем концерте в Сан-Франциско пару недель назад и очень тебя хвалили. Сказали, если когда-нибудь освободишься - позвони." У меня была пластинка "Нирваны", "Bleach", я ее раньше слышал. Подумал я пару дней, звоню Курту Кобейну. А он говорит - знаешь, мы уже барабанщика взяли! Это был Дэнни из Mudhoney. "Ну и хорошо, - говорю, - если сюда приедете, позвони, я сижу без дела". Он звонит в тот же вечер и говорит - приезжай лучше ты сюда. Ну, я и приехал, и остался на целых семь лет. В Сиэттле были когда-нибудь? Колоссальный город. Потрясающее место.

  Музыка Foo Fighters      

- Сиэттл, - продолжает Дэйв Гроль, - город большой и в то же время - маленький. Всех знаешь. На вид - огромный разноликий город, но знаешь абсолютно всех. Правда, дождь идет каждый день.

- Почему вернулся в Вирджинию?

- В основном, из-за семьи, - отвечает Дэйв. Мать с отцом живут рядом, тут же все мои друзья из школы. После Сиэттла пытался жить в Лос-Анджелесе, целый год, но не получилось.

- Какой дашь совет молодым группам, например, есть ли смыл копить деньги и строить собственную студию в подвале?

- Да, - говорит Дэйв - вот это я порекомендую. Сегодня, при новой технике и технологии, всего этого - микшерский пульт, особый ламповый усилитель для чистоты звука, ленточный многодорожечный "Штудер-2" - все это хотя и дает колоссальное качество звука, но это все необязательно. Многим хватает одного компьютера с программой типа ProTools. Несколько микрофонов - и все. Помню, что мы записывали "Nevermind" в студии, где оборудования стояло на миллион. Но сегодня, при желании, тысяч за 50 можно иметь вполне приличное оборудование и самому записать пластинку. Из-за этого, кстати, вся студийная промышленность потихонечку тонет. Люди покупают себе компьютер с программой и сами дома записываются. А в студию идут все меньше и меньше.

- Хорошо, ну накупил ты оборудования, записали вы пластинку. А как насчет других людей - будешь ли ты других сюда пускать?

- Да, - говорит Дэйв, - я об этом думал. Но ведь что получается. Записывая других, как бы становишься ответственным за успех или неуспех чьей-то пластинки или карьеры. Мы на свою пластинку времени не жалеем, вот еще месяц над ней посидим, а потом уедем года на два. Такие у нас гастроли - полтора или два года. Потом вернемся, придем сюда и снова за работу, писать следующую пластинку. Я на гастролях с 18-ти лет. Сейчас мне - почти 33 и вся моя жизнь - это постоянные разъезды. В принципе, вполне возможно, что какая-нибудь крупная фирма позвонит и скажет - мы хотим вас взять под свое крыло. Приходите к нам, мы сделаем вас президентом "Розуэлл Рекордз"! Знаете что? - отвечу я им - а я уже и так президент "Розуэлл Рекордс"!

  Музыка Foo Fighters      

Речь заходит о рабочем расписании дня.

- Встаем мы обычно в час - в полвторого. Попьем кофейку, идем в местное кафе на завтрак. Обсуждаем, что будем сегодня делать. Часам к трем приходим в студию и работаем до шести утра. У меня - что-то вроде бессонницы. Уже и не помню, когда спал подряд 8 часов.

- Где познакомился в Адамом и Ником?

- Ну, Адам из Сиэттла, - отвечает Дэйв, - мы познакомились, когда микшировали пластинку "Нирваны". Потом мы его встретили, когда писали песню для фильма "Годзилла". Песня была хорошая, а фильм - ужасный. К тому же песню и в фильм не включили.

- Но ведь вы записывали много музыки для фильмов: Varsity Blues, Gozilla, Orange County... Зачем все это нужно?

- Киностудии, - отвечает Дэйв, - проверяют списки ста самым популярных групп и из этого списка выбирают подходящих для себя. Для них - это тактика. Популярная группа раскручивает фильм, а если картина обвалится, то хотя бы музыку можно продать. Обычно говорят: нужна песня для эпизода. Например, по шоссе едет машина, включен приемник. Ты сочиняешь песню, записываешь ее, но это еще не значит, что она войдет в фильм.

- "Розуэлл рекордс" - собственная фирма. Какие у нее взаимоотношения с RCA?

- Когда "Нирвана" прекратила свое существование - отвечает Дэйв - делать мне было нечего. Я уже много лет писал песни и записывал демо-ленты. У приятеля в подвале на 8-дорожечнике я записал их просто так. Потом выбрал 12 любимых, пошел в студию получше, в 24-дорожечную в Сиэттле. Одну из песен услышал местный ди-джей. Попросил сыграть по радио. После этого мне стали звонить из пластиночных компаний. Я не знал, что мне делать. Я хотел выпустить пластинку маленьким тиражом на собственной фирме. На кассете тогда я написал Foo Fighters, просто чтобы люди думали, что это не я один, а что есть группа. Хотя сам я и записал все партии. Когда начались переговоры, я подумал - почему бы не сделать себе маленькую фирму, а большой просто передать права на дистрибуцию, на распространение? Просто составляется лицезионный договор, ты передаешь права на ленту на 7 лет, после этого забираешь ее назад. Например, наша первая пластинка "Colour And The Shape" - уже в будущем году права на нее возвращаются ко мне, и я могу делать с ней что хочу. Люди, которые подписывают контракт с крупными фирмами, теряют контроль над своим материалом. Как только крупная компания даст тебе 5 долларов на покупку струн - это уже не твои струны. Когда тебе дают деньги на студию, то лента - не твоя лента. Хотя музыку придумал и создал ты. То есть мы видим конфликт искусства и коммерции. Музыкальная промышленность - опасное место для впечатлительных молодых романтиков. Они не думают о деловой стороне дела. А те люди, которые думают - те музыку не пишут. То есть те, кто сочиняет и хочет, чтобы другие его услышали, прибегает к помощи бизнесмена. А среди них есть хороши и плохие, плохих больше. И важно в этой ситуации сохранять контроль над тем, что ты сочиняешь. К счастью, у нас этот контроль есть.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024