РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

30 октября 1981: Grateful Dead

Добрый вечер, дорогие друзья! На этой неделе настал черед для тематической программы, которую мы посвящаем группе "Grateful Dead" ("Благодарные мертвецы"). И тут мне подумалось - почему бы не предоставить, для разнообразия, слово специалисту? Ведь подобно кремленологам, советологам и битлологам, существует и благодарномертвецологи. Одним из них как раз и является наш звукооператор Ник Фрит, ему и карты в руки.

  Музыка Grateful Dead      

Программа этой недели посвящена американской группе, которая играет и выступает вот уже более 15-ти лет. За это время музыка их почти не изменилась и имеет мало общего с последними течениями в роке: панки, новые романтики и реггей обошли их стороной. "Grateful Dead" могут показаться кое-кому живым анахронизмом, тем не менее, у них по-прежнему тысячи преданных поклонников, которые в начале этого года битком забили концертные залы во время европейских гастролей группы. Гастроли эти были такими успешными, что "Grateful Dead" вновь посетили Лондон в прошлом месяце и дали ряд концертов, как говорится, на аншлагах. Итак, - "Благодарные мертвецы".

  Музыка Grateful Dead   Franklin's Tower   

"Башня Франклина", запись, сделанная в начале этого года на концерте в Соединенных Штатах, незадолго перед приездом на гастроли в Европу. "Grateful Dead" теперь нищими при всём желании не назовёшь, так что играют они где хотят, и когда хотят - в 1976 году они даже выступали у подножия Великой Египетской Пирамиды. Начинали они, однако, в Сан-Франциско, и были лишь одним из многих ансамблей, игравших в Калифорнии в начале шестидесятых годов, довольно странное название появилось случайно - однажды Джерри Гарсия, соло-гитарист, перелистывал старый словарь, на одной из страниц слова grateful ('благодарный') и dead ('мертвец') были напечатаны рядом на странице. Это название было, пожалуй, получше, чем их тогдашнее "Warlocks" ("Колдуны"). Разумеется, одного названия недостаточно. Все участники "Grateful Dead" были талантливыми музыкантами, к тому времени уже игравшими во многих местных группах, все они жили или учились в Сан-Франциско. Отец Джерри Гарсия был руководителем джаз-оркестра, мать его держала бар, где выпивали и играли музыканты. Еще ребенком Гарсия наслушался разной музыки - от рок-н-ролла до блю-грасс, - народной музыки белой бедноты южноамериканских штатов. Гарсия играл на банджо и гитаре, вскоре он познакомился с другими музыкантами, в том числе с Бобом Уэйром, молодым гитаристом, который с отроческих лет играл по клубам и барам. Модной музыкой шестидесятых годов был фольк, популярными певцами - Вуди Гатри и Боб Дилан. Свои недавние концерты "Grateful Dead" открывали первым, "акустическим" отделением, в котором наглядно прослеживались их корни в народной музыке и блюзе. Вот одна из таких песен:

  Музыка Grateful Dead   Deep Elem Blues   

"Deep Elem Blues", записанная с концерта в прошлом году. Народная музыка фолк-энд-кантри всегда была составной частью музыкального стиля "Grateful Dead", так же, как и блюз. Немногим белым музыкантам удается убедительно и правдоподобно исполнять блюз, однако органист и певец группы Рон Маккернан, несомненно, мог это делать. Маккернан был огромный заросший детина, отчаянный пьяница, который бывало засыпал сцене прямо во время концерта, а потом просыпался и запевал. Все звали его по кличке 'Pigpen' ('Свинарник'). Отец его был на радио, так что 'Pigpen' вырос под звуки блюзовой музыки, и до того, как примкнуть к группе, играл и пел в разных местах Сан-Франциско. В ранние дни существования "Grateful Dead" 'Pigpen' был основной движущей силой группы - голос его был сильнее, чем у Гарсии, а песни составляли хороший контраст с произведениями других участников группы, написанными под влиянием народной музыки и джаза. Впоследствии, однако, он начал все больше и больше спиваться и отходить в тень. Он умер от цирроза печени вскоре после огромных европейских гастролей 1972 года. В лучшие дни выступления Маккернана характеризовались мощью и силой, вот, например, запись, сделанная на концерте в лондонском зале "Лицеум". Маккернан поет песню "It's Hurts Me Too" ("Мне тоже больно"):

  Музыка Grateful Dead   Hurts Me Too   

"Мне тоже больно", старый блюз в исполнении Рона Маккернона, он же - 'Pigpen' ('Свинарник'). Кроме музыки фольк и блюза, в стиль "Grateful Dead" вплетаются и другие музыкальные пряди. Некоторые члены группы были джазовыми музыкантами, а басист группы Фил Ли имеет учёную степень по классической композиции. Интересно, что такие, внешне разные люди, образовали успешную рок-группу, однако родной город "Grateful Dead" - Сан-Франциско - всегда был плавильней различных культур и народностей. Ещё в 1848-ом году в Калифорнию, на западный берег Америки, привлеченные калифорнийской Золотой лихорадкой, потекли американцы и иноземцы за длинной деньгой. Даже потом, когда золото кончилось, на запад все равно продолжали ехать. Потом построили железную дорогу, хлынул новый поток поселенцев, их трудности и приключения вошли во многие рассказы и песни. Многие песни "Grateful Dead" отражают трудную жизнь, ранних переселенцев. Вот песня под названием "Dire Wolf" ("Матёрый волк") - песня довольно веселая, несмотря на мрачный припев: "Пожалей ты меня, не убивай!"

  Музыка Grateful Dead   Dire Wolf   

"Матерый волк", песня, в которой певец, дровосек, кладет свою буйную головушку глубокую зимою. Тема песни - непокоренная природа, окружавшая ранних западных поселенцев. Нынешним путешественникам приходится куда легче - кругом дороги, машины. Известный писатель Джек Керуак написал свой первый роман "На дороге", посвятив его безумным автомобильным гонкам через весь континент к Калифорнии и Мексике. Керуак и друг его Нил Кассиди, который послужил прототипом главного героя романа, часто бывали в Сан-Франциско и "Grateful Dead" со своими друзьями их боготворили. Керуак и Кассиди, как и поэт Ален Гинсберг, и сами "Благодарные мертвецы", создали своего рода модное течение, впоследствии развившееся в психоделию, движение хиппи, захлестнувшее Америку и Европу в 1967 году. Хиппи отрицали традиционные устои общества, проповедовали сексуальную свободу, пользовались наркотиками, и целиком отдавались своему искусству и музыке. Хиппи ненавидели так называемый шоу-бизнес, то есть, по-нашему, эстрадные концерты, на которых аудитория в течение двух часов должна была, не двигаясь, сидеть и взирать на происходящее на сцене. Хиппи открыли свои танцевальные залы, в которых не было ни понятий времени, ни каких-либо ограничений, залы, в которых аудитория могла свободно реагировать на исполняемую музыку. "Grateful Dead" во всю пользовались такого рода свободой, играя безостановочно в течение многих часов. При этом усилители работали оглушающе громко, а песни были полны странных сюрреалистических слов. Вот, например, песня "China Cat Sunflower" ("Фарфоровый кошачий подсолнечник").

  Музыка Grateful Dead   China Cat Sunflower   

"Фарфоровый кошачий подсолнечник", записанная во время концерта в Париже. Как вы, вероятно, заметили, существует заметная разница между концертной записью "Grateful Dead" и их студийным пластинками. На ленту были записаны многие их концерты, и впечатление от этих записей гораздо более живое и сильное, чем от их студийных альбомов. Плохо, пожалуй, то, что на концертных пластинках записаны обычно лишь старые и хорошо знакомые песни - за последние несколько лет "Grateful Dead" новой музыки почти не писали. Когда они появились в начале этого года в Лондоне и выступили с концертами и по телевидению, то многим "Grateful Dead" показались просто ленивыми стареющими хиппи, которым нечего сказать в восьмидесятых годах. Конечно, участники группы стареют - Джерри Гарсия 40 лет. Однако, несмотря на седеющие волосы и тучную фигуру, он доказал английской аудитории, что и сам он, и его оркестр могут, как всегда, выступить с энергией и блеском.

Мы закончим эту программу о "Grateful Dead" одной из их лучших песен. В ней поется о радостях и трудностях гастрольной жизни рок-группы, передвигающейся обычно на своих колесах. Песня называется "Truckin'" - "А ты лети, лети, моя машина!"

В заключение мне хотелось бы поблагодарить Ник-Васильича за интересную и познавательную программу. Поблагодарю его по-иностранному, потому как по-нашему он не разумеет. Thank you, Nick.

  Музыка Grateful Dead   Truckin'   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024