РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

3 мая 1985: Deep Purple - 1

Добрый вечер, друзья. В эти дни, когда воздух буквально содрогается от духовых звуков и повсюду разлито сияние никелированных раструбов, невозможно говорить ни о чем модном или легковесном, так и тянет на скрежет металла, на воспоминания о прошлом, хочется перетряхнуть архивы и анналы, вывернуть наизнанку сусеки истории да так, чтобы самое забытое стало самым свежим, а самое дальнее - самым близким. Сегодня мы начинаем серию программ о группе "Deep Purple", но прежде чем углубиться в историю этого палеозавра молодежной музыки, этого, понимаете, лабиринтодонта тяжелого рока - очередной выпуск рок-хроники:

3, 4, 5, 6 и 7 мая ничего особенного в истории не происходило, а вот

8 мая. День рождения в 1944 году в Англии в графстве Оксфордшир родился певец Гарри Глиттер, урожденный Пол Гадд (с двумя 'д').

9 мая 1962 года в этот день победы The Beatles подписали свой первый пластиночный контракт с фирмой "Parlophone" и Джордж Мартин стал продюсером группы.

9 мая. День рождения в 1945 году в Нью-Йорке Стива Катца - гитариста и солиста на губной гармонике в группе "Blood, Sweat & Tears" ("Кровь, пот и слёзы").

10 мая. День рождения в 1946 году в Манчестере в Англии Грэма Гоулдмана, басиста группы "10cc".

10 мая. День рождения в 1945 году в Вустере в Англии Дэйва Мэйсона - певца и гитариста из группы "Traffic".

10 мая. День рождения в 1957 году в Англии Сида Вишиза (Сида Порочного) - басиста из группы "Sex Pistols", покончившего жизнь самоубийством.

11 мая. В 1981 году от рака легких, печени и мозга в больнице штата Майами в Америке умер Боб Марли - выдающийся исполнитель и композитор музыки реггей.

11 мая. День рождения в 1941 году в Англии Эрика Бёрдона - основателя и солиста группы "Animals".

Из последних новостей. 19 мая в Нью-Йорке состоится 50-летний юбилей театра "Аполлон" в Гарлеме, по этому случаю готовится большой трехчасовой концерт, который будет снят на пленку для американского и английского телевидения. Солист группы "Клуб культуры" Бой Джордж (Мальчик Жора) примет участие в этом концерте, он будет петь дуэтом с известным негритянским певцом Стиви Уандером. Группа "Клуб культуры" находится сейчас в Швейцарии, записывают свою очередную долгоиграющую пластинку и 9 мая выступят на Монтерейском телефестивале "Золотая роза". Слухи о том, что участники группы покинули Англию навсегда и стали налоговыми изгнанниками, были на днях решительно опровергнуты их пластиночной компанией "Virgin Records".

Группа Spandau Ballet ("Балет Шпандау"), гастролирующая сейчас по США, вынуждена была отменить все концерты, отложить сроки гастролей в других странах. Дело в том, что саксофонист группы Стив Норман, известный в музыкальной печати своими достижениями в личной жизни, во время концерта в Лос-Анджелесе порвал себе связку на правой ноге у колена и теперь по крайней мере ближайшие 2 месяца будет ходить на костылях. Я сам, дорогие друзья, около пятнадцати лет играл на саксофоне, поэтому могу с полным правом заявить, что от игры на этом благородном инструменте связки на коленях сами собой не рвутся. Группа "Балет Шпандау" кроме того подала на свою пластиночную компанию "Chrysalis" в суд, обвиняя ее в том, что она скверно администрирует дела группы и вообще препятствует её настоящему успеху.

Участники группы Rolling Stones басист Билл Уайман и барабанщик Чарли Уоттс специально в благотворительных целях создали супергруппу из разных известных рок-людей. Задача этой группы - сбор средств для борьбы с болезнью с рассеянным склерозом. Группа называется "Willy And The Poor Boys" ("Вилли и бедные ребята"). Первый альбом группы выйдет 20 мая.

Бывший гитарист группы "Who", или вернее, гитарист бывшей группы "Who", автор первой рок-оперы "Tommy" и рок-оперы "Quadrophenia" Пит Тауншенд нынче со всей неуёмной рок'н'ролльной энергией включился в компанию по борьбе с наркоманией. Пит в свое время был сам порядочным грешником, но все пороки сумел преодолеть и стал человеком верующим. Теперь Тауншенд появляется на крупных рок-концертах, обращается к народу и организует продажу футболок с надписью ГЕРОИН - ЭТО УБИЙЦА.

Только что нам сообщили, что лидер лейбористской партии Нил Киннок и глава британских либералов Дэвид Стил направили личное письмо Генеральному Секретарю КПСС Горбачёву, в котором говорится: "Мы обращаемся к Вам по просьбе церковных деятелей Великобритании по поводу Валерия Баринова, христианского рок-музыканта из Ленинграда, перенесшего в прошлом году сердечный приступ в заключении. Как нам стало известно, его здоровье и внешний вид вызывают серьёзную тревогу у его родственников и друзей. Мы обращаемся к Вам с просьбой пересмотреть его дело и убедительно просим освободить Баринова из заключения и позволить ему вернуться к своей семье".

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к рассказу о группе "Deep Purple".

  Музыка Deep Purple   Child In Time   

История рока знает немало странных поворотов. Но, пожалуй, трудно сыскать столь невероятное стечение и сплетение обстоятельств, в результате которых встретились и начали играть вместе участники первого состава "Deep Purple". Рассказ мы начнём издалека, с 1960 года, с бронзового века в истории рока. В начале 60-х была в Англии довольно популярная группа "The Searchers" ("Искатели") из Ливерпуля. В ней играл на барабанах и пел некий Крис Кертис. В 1964 году на волне успеха "Beatles" эта группа побывала даже на вершине британского списка, но к 1966 году после целого ряда безуспешных пластинок разочарованный Кертис ушел из группы "Искатели" для того, чтоб продолжить свой поиск в другом месте. Кертис был знаком с неким Тони Эдвардсом экономистом по образованию, делопроизводителем по профессии, который вел финансовые дела своего фамильного концерна по производству готовой одежды. В 1967 году Крис Кертис позвонил ему в Лондон из Ливерпуля и предложил стать своим менеджером. Принялся льстить и уверять, что тот будет известным, как Брайан Эпштейн. Приехал на встречу с Эдвардсом и буквально завалил его своими идеями. Эдвардсу со своей стороны порядком наскучило бухгалтерское дело, надоела нудная обеспеченность и он был готов был в-общем рискнуть, однако, не зная брода решил сам не соваться в воду, а найти себе партнера. В этом же здании этажом выше над конторой Эдвардса директором рекламного агентства работал 35-летний Джон Колетта. И хоть у того тоже не было опыта работы в музыкальной промышленности, он по крайней мере знал пружины рекламно-рыночного механизма. Итак, покинув родной Ливерпуль, Крис Кертис приехал в Лондон. Знакомые знакомых дали ему какой-то адрес. Он пришел в небольшую, не очень чистую квартиру, где жил один музыкант. Попросился переночевать, потом остался на неделю, а там и на месяц. Хозяином квартиры был высокий молодой человек пианист-органист с классическим образованием и приятными манерами, но чрезвычайно непунктуальный. Органиста звали Джон Дуглас Лорд. Гостеприимство Джона Лорда было косвенным образом вознаграждено сторицей, ибо он стал вскоре одним из краеугольных камней массивного здания группы "Deep Purple". Джон Лорд родился в городе Лестере 9 июня 1941 года. Отец его Реджинальд играл на саксофоне в местном танцевальном оркестре и часто выступал дуэтом со своей сестрой Молли в танцевальных залах и рабочих клубах. Во время войны Реджинальд был прикомандирован к лестерской пожарной команде, при которой он организовал пожарный джаз-оркестр. Чтобы малолетний сынок не болтался у матери под ногами, отец брал его на дневные танцы и, таким образом, Джон Лорд с самого понимаете нежного возраста пристрастился к музыке. В доме Лордов было пианино и приблизительно с 5 лет маленький Джон колотил по клавишам, пытаясь подобрать мелодию из репертуара папиного оркестра.

  Музыка Deep Purple   Speed King   

Итак, с 7 лет Джон Лорд начал брать уроки фортепиано и продолжал их в течение 10 лет. Изучал он теорию музыки, композицию и в конце-концов сдал экзамены экстерном в Королевском колледже музыки. Не доучившись год в общеобразовательной школе, Джон против воли родителей учение прекратил и поступил работать клерком в местную адвокатуру. Сделано это было, надо полагать, для обеспечения независимости и самостоятельности. Джон по-прежнему занимался музыкой и, кроме того, проявлял живой интерес к театру и даже принимал участие в спектаклях. Артистический клерк, который мог придти позже, уйти раньше или иногда вообще забывал на работу появиться, адвокатов не особенно устраивал и через 2 года его вежливо с работы попросили. Тогда по совету друга Джон Лорд стал сдавать экзамены в Центральную школу речи и драматического искусства в Лондоне и к своему удивлению конкурс прошел и в сентябре 60-го года переехал из родного Лестера в столицу. Райотдел народного образования в Лестере обеспечивал Джона стипендией. Так продолжалось все до 1962 года, пока Джон не последовал за группой учителей в другое театральное училище. И за такое самоуправство лестерское РОНО стипендии его лишила. Пришлось начать зарабатывать на жизнь. Начал он выступать в клубах и пивных с джазовой группой под руководством тенор-саксофониста Билла Эштона, который впоследствии стал руководителем национального молодежного джаз-оркестра Великобритании. Заработки были мизерные и хоть мать присылала фунт стерлингов в неделю, денег не хватало и Джон вел в-общем полуголодное существование. В 1963 году Джон Лорд объединился с несколькими музыкантами в группу, которая после целого ряда изменений к 1964 году стала называться "The Artwoods". Эта группа исполняла рок, ритм'энд'блюз и стала довольно популярной в Лондоне, выступая почти каждый день. "Artwoods" выпустили 7 одиночных пластинок и альбом под названием "Art Gallery" ("Художественная выставка"). Но успеха эти пластинки не имели. Именно в этот период Джон стал известен в музыкальных кругах своей техникой. Его начали приглашать на записи в студии. На одной из сессий звукозаписи он познакомился с вокальным трио, участники которого в конце 1967 года организовали ансамбль "The Flowerpot Men" - что-то вроде "Цветочно-горшочники" и после успеха одной из пластинок решили отправиться на гастроли, предложив Джону Лорду стать их пианистом и музыкальным руководителем. Именно в это время Крис Кертис и приехал в Лондон, поселившись в квартире Джона Лорда. Кертис беспрестанно с энтузиазмом говорил о создании концептуальной группы. Он придумал ей название "Roundabout" ("Карусель") и без конца пел дифирамбы какому-то неизвестному гитаристу по имени Ритчи Блэкмор, который работал в Германии в одном из клубов Гамбурга.

  Музыка Deep Purple   Highway Star   

Джон Лорд поделился впечатлениями с приятелем басистом Ником Симпером, с которым он тогда вместе работал в группе "The Flowerpot Men". Оказалось, что Ник Симпер знал Ритчи Блэкмора и, чрезвычайно вдохновившись тут же сказал, что если будет создаваться группа, то он хотел бы в ней принять участие. Николас Симпер - третий составной кубик будущей группы "Deep Purple" родился 3 ноября 1945 года в английском городе Саутхолле и в 1960 году начал играть в школьной группе "The Renegades" ("Ренегаты"). По окончании школы работал чертежником, продолжая играть в разных группах пока наконец не стал профессионалом. Даже, если бы Ник Симпер не стал впоследствии басистом в историческом коллективе, его имя можно было бы красными чернилами внести в амбарную книгу рока только потому, что он был первым владельцем бас-колонки и усилителя фирмы "Marshall". Собственно говоря, фирмы еще и не было, просто музыкальный мастер по имени Джим Маршалл сделал в своей мастерской аппаратуру, ставшую впоследствии прототипом всемирно известных моделей. Первой профессиональной работой Симпера стала группа "The Simon Raven Cult", в которую чуть не поступил молодой барабанщик по имени Кейт Мун, но в последний момент он решил присоединиться к другой местной команде под названием "Detours" со временем переименованной в группу "The Who". С одним из ансамблей летом 1967 года Ник Симпер приехал в Гамбург. В Гамбурге он познакомился с гитаристом Ритчи Блэкмором, который предложил Симперу создать трио, но Симпер тогда заболел и вынужден был вернуться в Англию. В Англии он стал работать в группе "The Flowerpot Men". Так что когда Джон Лорд упомянул имя Блэкмора, то Симпер естественно с энтузиазмом вспомнил своего знакомого. Короче, решено было дать телеграмму Ритчи Блэкмору в Гамбург и удалось даже убедить через Криса Кертиса будущих менеджеров Тони Эдвардса и Джона Колетту, чтобы те оплатили пролет из Гамбурга в Лондон. Приехав в Англию в ноябре 1967 года, Ритчи первым делом пошел на концерт "The Flowerpot Men", чтоб послушать незнакомого ему органиста Джона Лорда. После концерта он решил принять предложение. В 1967 году мало было молодых английских гитаристов с опытом, как у Ричарда Гарольда Блэкмора. Ритчи было 22 года, но он уже успел переиграть с десятком профессиональных оркестров. Работал в студиях звукозаписи в Лондоне и Гамбурге и прославился не только молниеносной техникой игры на гитаре, но и своим взрывчатым темпераментом и неумением, а главное, нежеланием сдерживаться в общественных местах. Ритчи Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в тихом приморском курортном городке Уэстон Супермэр в Англии. И когда ему было 2 года семья переехала в пригород Лондона. С 11 лет начал играть на гитаре и брал уроки классической музыки.

- Очень важно, - сказал он впоследствии, - с самого начала, изучая инструмент, привить себе правильные навыки, потому что дурные музыкальные привычки потом изживаются с трудом.

- Благодаря урокам классической гитары, - сказал Блэкмор, - я научился пользоваться всеми пальцами, а большинство блюзовых гитаристов играют только тремя.

Через несколько лет юный Ритчи приделал к своей классической гитаре самодельные звукосниматели и играл на ней через радиоприемник. Так началось увлечение рок-н-роллом, которое до сего дня, кстати уживается с любовью к классической музыке. В 1960 году 16-летний Ритчи Блэкмор стал участником своеобразного общества любителей рок-н-ролла, собиравшихся в кафе на Олд Комптон Стрит в лондонском Сохо. В 1960 году, когда эпоха Элвиса Прэсли проходила, а времена "Beatles" еще не наступали, рок-н-ролл считался музыкой, в общем, вышедшей из моды. Во всяком случае в Англии. Мировой рынок был наводнен американцами, в Америке жили лучшие исполнители сочинители и продюсеры этой музыки, американские звёзды: Кокрэн, Винсент, Джерри Ли и другие им подобные казались недосягаемыми.

  Музыка Deep Purple      

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024