РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

28 марта 1986: Новые альбомы (Julian Lennon, Rolling Stones, Grace Jones, Public Image Limited)

Добрый вечер, друзья. В прошлую пятницу иновещание Би-би-си организовало банкет по случаю сорокалетия Русской службы. Да, товарищи, нам сорок лет, с далекого послевоенного сорок шестого года берет свое начало наша редакция. Конечно, с тех пор коллектив наш заметно разросся, и отпраздновать годы вещания в безответный эфир собралось довольно много народу. Здесь были представители разных десятилетий, и внезапно можно было увидеть нашу историю в некоем геологическом срезе. Вспоминали разное: например, то, что наш начальник редакции, Барри Холланд, был одним из первых ведущих поп-программы более двадцати лет назад – и вот к чему все это его привело! Была там и старейшая наша сотрудница, свидетельница той самой первой передачи 1946 года, Софья Оскаровна Хорсфолл. Она рассказала мне забавную историю, как один из первых редакторов, борясь за чистоту русского языка в эфире, перечеркивал и переправлял все, что приносили ему переводчики. Софье Оскаровне надоело с ним спорить, она решила разыграть редактора и вот что придумала: взяла английский перевод одного из философских трактатов Толстого, перепечатала его без указания имени автора и подложила в стопку нового материала на столе редактора. Редактор дал радиобеседу в перевод. Вы уже, наверное, догадались, что перевод был делом нетрудным, потому что нужно было лишь открыть соответствующий том полного собрания сочинений Толстого и переписать оттуда оригинальный текст. После этого «перевод» был подан редактору на просмотр. Тот, прикусив карандаш, принялся за работу – кромсал, кроил, зачеркивал. Возвращая рукопись, он заметил: «Перевод Ваш, Софья Оскаровна, на этот раз не удался. – Помилуйте, голубчик, – ответила тогда ему Софья Оскаровна, – ведь это Толстой, Лев Николаевич, так сказать, собственноручно...» Софья Оскаровна вспоминает, что с тех пор переводы ее больше не проверяли. История эта была для меня тем более интересна, что таких редакторов у нас давно нет и каждый переводчик несет личную ответственность за качество своей рукописи.

Сегодняшняя наша программа будет посвящена новым долгоиграющим пластинкам, но сначала – очередной выпуск рок-хроники.

28 марта 1964 года у берегов Великобритании начала действовать пиратская, т.е. неофициальная станция «Рэдио Кэроляйн», передававшая в основном поп- и рок-музыку, и вот сегодня, 22 года спустя, несмотря на непрестанную борьбу с ней правительственных организаций, «Рэдио Кэроляйн» по-прежнему на своем морском посту, отмечая свой юбилей непрерывной круглосуточной трансляцией. Кроме того, в скором будущем радиостанция собирается передавать на коротких волнах, видимо, в диапазоне 49 метров, и, по словам представителя «Рэдио Кэроляйн», попытается перебить слушателей у иновещания Би-би-си, Московского радио и «Голоса Америки».

30 марта 1945 года – день рождения в графстве Сарри Эрика Клэптона, гитариста групп John Mayall Bluesbreakers, группы The Yardbirds, групп Blind Faith, Cream и других.

1 апреля 1966 года, 20 лет назад, Дэвид Боуи выпустил свою первую одиночную пластинку под названием Do Anything You Say.

Из последних новостей:

Группа Queen объявила о своем концерте, который состоится 12 июля на стадионе «Уэмбли» в рамках фестиваля, организуемого лондонской станцией Capitol Radio. По этому случаю на стадионе будет сооружена специальная сцена шириной в 55 метров и, по словам организаторов, будет изготовлена невиданная по размерам световая установка. Вместе с Queen выступят группа Status Quo, два участника которой снова решили вернуться к концертной деятельности, группа Alarm и группа Virginia Woolfe, в которой участвует Джэйсон Бонэм, сын покойного барабанщика группы Led Zeppelin Джона Бонэма.

Участники группы Wham! решили, что их документальный фильм об их гастролях в Китайской Народной Республике не будет выпущен на большой экран, а выйдет только на видеокассетах. Называется фильм Foreign Skies («Заграничное небо») и в нескольких газетах промелькнуло сообщение о том, что режиссер картины, известный англичанин Линдси Андерсен, не закончил ее и бросил, не стерпев вмешательства со стороны участников дуэта.

Группа Culture Club («Клуб культуры») выпускает новую долгоиграющую пластинку From Luxury To Heartache («От роскоши к разбитому сердцу»), выпуск которой намечен на 1 апреля. Группа подтвердила свое намерение участвовать в этом году в Монтерейском поп-фестивале.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к обзору новых альбомов.

Начнем мы с новой пластинки группы Rolling Stones под названием Dirty Work («Грязная работа»). Задолго до ее появления в газетах мелькали отрывочные сообщения о том, что на пластиночной фирме новым материалом недовольны и что среди песен нет ни одной подходящей для одиночной пластинки. Но действительность убедительно опровергла эти измышления: вышел альбом, вышла одиночная пластинка, но что еще важнее – новая работа Rolling Stones благожелательно воспринята критикой. Это представляется удивительным, особенно если принять во внимание почти маниакальную страсть британской музпрессы к низвержению авторитетов. Кроме того, годы тоже берут свое, рок'н'ролл – жанр энергический, молодежный, и Rolling Stones, по возрастным нормам жанра, уже давно шагнули в разряд старейшин. «После всех этих лет, – пишет Melody Maker, – участники Rolling Stones внезапно научились играть профессионально. Конечно, барабанщик Чарли Уоттс может ударить порой невпопад, гитарист может неаккуратно взять аккорд, но в целом пластинка «Грязная работа» объединяет в себе набор наиболее однородных и выдержанных песен и отличается полнотой и смачностью звука. Все разговоры, – продолжает Melody Maker, – об уходе со сцены Кита Ричардса кажутся теперь пустыми. Ричардс, по-видимому, сделан из неразрушимого бионного материала. Что ни говори, а пластинка – это в основном его детище и все на этом альбоме указывает, что у его создателя голова на месте». Melody Maker здесь имеет в виду, что Rolling Stones вообще, а Кит Ричардс в частности, нередко фигурировали в разных скандальных историях из-за употребления наркотиков, и, поскольку такое насилие над своим организмом продолжается больше 20 лет, многие ожидали преждевременного конца, который, как мы видим, пока еще не наступает. Хочу предложить вам песню под названием Harlem Shuffle – эта песня была также выпущена одиночной пластинкой. Песня эта старая, ей по крайней мере 20 лет, в свое время входила в репертуар негритянских исполнителей. Rolling Stones раньше, быть может, и не подумали бы браться за подобный материал, но вот, видно, с годами приходит опыт и творческое прозрение.

  Музыка Rolling Stones   Harlem Shuffle   LP Dirty Work

На прошлой неделе мы упоминали о выходе новой пластинки Джулиана Леннона под названием The Secret Value of Daydreaming («Тайная ценность мечтаний»). На обложке альбома Джулиан сфотографирован с двойной экспозицией, и мы видим его лицо одновременно анфас и в профиль на фоне облаков. Это, по мнению критика, невольно вызывает ассоциации с пластинкой Imagine, выпущенной когда-то покойным отцом. Но, как отмечает Melody Maker, в большинстве своих песен Джулиан не звучит больше как копия Леннона-старшего, что было особенно заметно на первом альбоме Valotte. «В общем и целом, – пишет Melody Maker, – новая пластинка Джулиана Леннона намного лучше его первой. Остается задать вопрос, – пишет в заключение газета, – когда же нас порадует своей пластинкой младший сын Джона, Шон?» Кстати, несколько дней назад вдова Леннона, Йоко Оно, выступала в Лондоне, в конференц-зале стадиона Уэмбли, но это был не обычный концерт, а, я бы сказал, концерт-беседа, поскольку часть его Йоко провела на сцене, сидя и разговаривая с залом. Но вернемся к Джулиану и послушаем песню под названием Always Think Twice («Думай всегда два раза») с альбома The Secret Value of Daydreaming («Тайная ценность мечтаний»).

  Музыка Julian Lennon   Always Think Twice   LP The Secret Value of Daydreaming

Следующий на повестке дня – альбом бывшего участника Sex Pistols Джони Лидона*, фигурировавшего в группе под названием Джонни Роттен (Иван Гнилой). После самоубийства певца группы Сида Вишеса и распада Sex Pistols Роттен отбросил свой псевдоним и стал публиковаться под паспортной фамилией. Верный анархическим традициям панка и его слепой ненависти ко всему общественно-организованному, Джони Лидон решил выразить свой сарказм по-деловому и основал компанию под названием Public Image Limited – то есть буквально «Общественный образ с ограниченной ответственностью» – и стал в этой компании директором-управляющим. Таким образом, новым коллективом Лидона стала не группа музыкантов, а официально зарегистрированная деловая корпорация Public Image Limited или сокращенно PIL, в рамках которой можно было использовать кого угодно. Один из первых альбомов, выпущенных Лидоном под эгидой PIL, назывался Metal Box («Жестяная банка»), и действительно – круглый виниловый диск был упакован в соответствующего размера круглую жестянку, служившую конвертом пластинки. Мне кажется, что наличие в обществе крайнего элемента, разумеется, в небольшом количестве, для общества нужно и даже полезно – ибо любая крайность становится точкой отсчета, своеобразным мерилом нормального. Достаточно вспомнить придворных шутов, которым позволялось почти все, или юродивых древней Руси, ходивших подчас в мороз босыми, с цепями на теле, и часто под личиной безумия клеймивших общественную несправедливость. Вот, пожалуй, такой смесью шутов и юродивых – в рок'н'ролльном, конечно, контексте – и были Sex Pistols, а вслед за ними Public Image Limited: они вели себя вызывающе, возмущали спокойствие, раздавали оплеухи общественному вкусу.

Но теперь, десять лет спустя, бывший участник Sex Pistols выпустил новую пластинку, которую он озаглавил очень просто – Album. Основная концепция здесь – называть вещи своими именами: на ярлыке альбома, например, написано «Ярлык», а вместе с пластинкой выпущен целый ряд сопутствующих товаров – футболка с надписью «Футболка», значок с надписью «Значок» и т.д. Повзрослевший Лидон после десяти лет занятий избранной им профессией решил улучшить музыкальное качество пластинки и пригласил на записи целый ряд известных рок-виртуозов: барабанщика Джинджера Бейкера, пианиста Рюити Сакамото и других. В результате этого произошло неизбежное – музыканты повлияли на звучание пластинки, тем более что многие композиции написаны с ними в соавторстве, и тем самым разбавили творчество самого Лидона, за что пластинка подверглась резкой критике. Melody Maker назвала ее «апатичной, вялой и застойной». «Если бы пластинка Album, – пишет газета, – была выпущена кем-либо другим, вряд ли она бы удостоилась рецензии. Но Джон Лидон, подобно королевской семье, – это английский общественный институт, и как таковой он будет презираем некоторыми, но восхваляем большинством. Молодой Лидон возненавидел бы Лидона-старшего». К этому добавить нечего, поэтому давайте послушаем саму пластинку. Композиция называется Rise («Подъем»), альбом под названием Album, творческое объединение Public Image Limited во главе с генеральным директором Джонни Лидоном.

  Музыка Public Image Limited   Rise   LP Album

О следующей артистке – Грейс Джонс – рассказывать нелегко, ибо воздействие ее в значительной степени кроется во внешнем виде и в том, что она с этой внешностью делает. Видовой, визуальный элемент, как правило, разработан с тщательностью и выдумкой современного произведения искусства. Впрочем, ничего в этом удивительного нет, если посмотреть, какого калибра люди занимаются концепцией ее внешности. Грейс Джонс – черная девушка с ногами необыкновенной длины и фигурой, как бы отлитой из бронзы. Около десяти лет назад она начинала в Нью-Йорке как манекенщица, потом переехала в Париж, где познакомилась с художником и импресарио Жан-Поль Годом, идеи которого и нашли постепенно воплощение в Грейс Джонс. Поначалу это была культивация первозданной дикости и этакой пантерно-тигровой сексуальности Грейс Джонс. На одной из знаменитых фотографий обнаженная Грейс стоит в клетке на четвереньках, ощерив на зрителя белые зубы. Вокруг валяются окровавленные кости, на клетке надпись «Животное не кормить!» Именно Жан-Поль Год, экспериментируя с прическами и внешним видом Грейс, придумал ей абсолютно квадратную стрижку в форме чемодана, и темнокожее лицо Грэйс без единой морщины так напоминало скульптуру, что позднее с ее лица сделали слепок и, изготовив несколько десятков пластмассовых масок, стали использовать их на концертах Грейс Джонс, когда на сцене вдруг появлялось тридцать Грейс Джонс, неотличимых друг от друга. Карьера ее развивалась по двум направлениям – после многолетнего увлечения музыкой и посещения диско-клубов она была естественным образом вовлечена и начала выпускать долгоиграющие пластинки с 1980 года. С другой стороны, столь выдающаяся внешность и необыкновенная, неженская агрессивность и суровость характера привели ее к работе в кино, в частности последняя ее роль – в новом фильме о Джеймсе Бонде, где она играет злодейку, чьи замыслы должен срывать супершпион 007.

Типична для Грейс скандальная история, произошедшая около трех лет назад, когда во время телеинтервью поведение ведущего показалось ей бестактным, и Грейс взяла и побила его на глазах многомиллионной аудитории, потому что передача транслировалась живьем. Короче, как поется в песне: «У меня такой характер, ты со мною не шути». В Грейс Джонс угадывается первородная шаманская сила ее черных африканских праотцов, вой и уханье ночных хищников в экваториальных джунглях, бормотанье тамтамов над людоедским селом. Грейс Джонс прекрасна красотою дикого зверя, она грациозна и хищна. Грейс – манекенщица, и одежду она носит с непередаваемой элегантностью, однако я убежден, что природа создала ее для наготы, ибо тело ее сбито так крепко и экономно, что разглядывание его ничего, кроме физкультурного или, если хотите, спортивного интереса не вызывает. И вот теперь, исчерпав свою словесную палитру, предлагаю вам послушать песню Slave to the Rhythm («Раба ритма») с последнего альбома Грейс Джонс, который называется Island Life («Островная жизнь»), причем намек сделан на то, что пластинка выпущена фирмой Island.

На этом, дорогие друзья, я, пожалуй, и прощусь с вами, мы встретимся в следующую пятницу в полночь по московскому времени на обычных для нас коротких волнах. Напоминаю, что на нашу программу можно написать по адресу: Всеволод Новгородцев, Пост Оффис Бокс 76, Странд, Лондон. Желаю вам всего самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Grace Jones   Slave to the Rhythm   LP Island Life

 

 

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024