РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

30 мая 1986: Новые альбомы (Joan Armatrading, AC/DC, The Cure, Peter Gabriel)

Добрый вечер, друзья. Первого июня, в международный день защиты детей от взрослых, официально начинается лето. На природе летом привольно, а вот в городе – не только учиться, но и вообще работать противно. Музыкантам, конечно, утром к станку вставать не надо, у них, по-заводскому, работа вроде в третью смену, но бывают, знаете, ранние репетиции, нарушающие весь распорядок ночи. Однажды жарким летом на одну из таких ранних репетиций барабанщик Томский пришел угрюмым и всклокоченным. На клубной сцене, где репетировал оркестр, было пыльно, пахло застарелой художественной самодеятельностью, барабанщик был явно не в себе и бил по своим вихлястым том-томам невпопад.

– Послушайте, Томский, – не вытерпел тут дирижер, – что с вами происходит? Посмотрите на себя – весь мятый, нечесаный, ошибаетесь чуть не в каждом такте. Может у вас какое горе – скажите, мы вам посочувствуем.
– Понимаете, уважаемый, – чеканно ответил ему Томский, – жизнь такая. Окна на помойку.
– То есть, как это на помойку? – возмутился дирижер. – Вы что это... вы что – один такой, у вас что – соседей нету?
– Ну почему же, – ответил Томский, – есть соседи: слесарь и проститутка.
– То есть, как это? Как это – проститутка?
– А вот так, – ответил Томский, – та-а-кая проститня!

Тут всем оркестрантам стало необычайно весело, и дирижеру пришлось объявить перерыв.

Сегодняшняя наша программа, друзья, посвящена новым долгоиграющим пластинкам, но сначала – очередной выпуск рок-хроники на неделю.

1 июня 1947 года – день рождения в графстве Миддлсекс в Англии Рона Вуда, гитариста в группе Джеффа Бека, в группе Faces, и с 1975 года – в группе Rolling Stones.

2 июня 1941 года – день рождения в Лондоне барабанщика группы Rolling Stones Чарли Уоттса.

3 июня 1946 года – день рождения в графстве Шропшир, в Англии, Иана Хантера, певца и гитариста группы Mott The Hoople, с 1974 года – автора сольных пластинок.

3 июня 1950 года – день рождения в Детройте, штат Мичиган, Сюзи Кватро, певицы и бас-гитаристки.

Из последних новостей:

Норвежское трио A - ha, участники которого вот уже более двух лет живут в Лондоне и стали как бы своими, 28 июня начинают в Австралии мировые гастроли. Недавно они вернулись с поп-фестиваля в швейцарском городе Монтрё. В нем также приняли участие многие английские группы: Duran Duran , «Фрэнки едет в Голливуд», Queen и другие. Музыкальный журнал Number One («Номер один») пишет, что за кулисами фестиваля участник английской группы Pet Shop Boys Нил Тенант, разговорившись с певцом из A-ha Mортеном Харкетом, попросил того поделиться опытом американского успеха. Дело в том, что одиночная пластинка Pet Shop Boys поднялась недавно на вершину американского списка, это, естественно, повлекло за собой многочисленные приглашения выступить по телевидению, с концертами и т.д. И вот именно этим-то опытом и попросил поделиться Нил Тенант. «Послушай, – ответил ему Мортен Харкет со здоровым скандинавским юмором, – чего ты волнуешься? Первое место в Америке – это вершина, выше уже некуда, после этого одна дорога – вниз!» Журнал Number One отмечает, между прочим, что в горячем закулисном буфете группы A-ha нет ни обычных в подобных случаях алкогольных напитков, ни мясных отбивных, ни сладостей: все трое – убежденные овощееды, по-иностранному вегетарианцы, не употребляют ни сладостей, ни алкоголя.

Род Стюарт, верный болельщик шотландской сборной, полетел в Мексику на мировой чемпионат по футболу. Тем временем выпущенная им недавно одиночная пластинка поднимается в списке, и не исключено, что Стюарта могут вызвать из Мексики на телепередачу Top Of The Pops.

В кассе стадиона «Уэмбли» несколько дней назад были пущены в продажу билеты на прощальный концерт группы Wham !, который состоится 28 июня. Самые отчаянные поклонники начали занимать очередь за двое суток до открытия кассы, ночуя в спальных мешках под открытым небом, и к десяти утра в день продажи хвост очереди огибал стадион и уходил на соседние улицы. К пяти вечера все 80 тысяч билетов были проданы. Надо отметить, что в этом концерте также примут участие Элтон Джон, английский певец Пол Янг, а также Фил Коллинс. Уже на следующий день профессиональные спекулянты билетами начали предлагать их по 40 фунтов стерлингов, официальная цена – 13.50.

И, наконец, американский певец Майкл Джексон снялся в 15-минутном фильме «Капитан Эо», который будут показывать только в специальных кинотеатрах в Диснейленде. Дело в том, что это один из первых стереоскопических фильмов, сделанный с применением голографии, и аппаратура для его показа пока имеется только у развлекательной промышленности Диснейленда.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к обзору новых долгоиграющих пластинок.

Начнем мы с нового альбома группы AC/DC под названием Who Made Who, в буквальном переводе «Кто кого сделал» или, в данном случае, «Кто кого заделал». Иного нашего слушателя с сезонным абонементом в филармонию такой оголенно-пролетарский подход к нежной теме может, конечно, покоробить, но при этом не надо забывать, что AC/DC – тяжелые металлисты рока и как таковые они работают в рамках своего жанра. То, что в музыке европейских романтиков прошлого века обозначалось переливчатыми каскадами чарующих звуков, а в дореволюционных городских романсах выливалось в надрывной меланхолии, – в сегодняшнем тяжелом роке этот же извечный зов природы изливается, понимаете, струей кипящего музыкального железа, очищенного от всяких ненужных примесей. Пластинка Who Made Who представляет из себя музыку к фильму под названием Maximum Overdrive, который недавно поставил режиссер* Стивен Кинг. Музыка к кинокартине создается на последней ее стадии, когда закончены съемки и монтаж, но в данном случае все обстояло совсем наоборот: режиссер использовал в фильме семь уже известных сваезабойных песен AC/DC, и только две новых композиции были написаны для кинофильма. Эту вот заглавную песню Who Made Who, которую к тому же группа выпустила одиночной пластинкой, мы сейчас вам и предложим. Вместе с одиночной пластинкой был выпущен и видеоролик, в котором камера наплывом проходит через огромный зал, в котором стройными рядами стоят двойники гитариста группы Ангуса Янга. Напомню, что Ангус Янг выступает в форме школьника младших классов: короткие штаны, чулки до колен, пиджак с галстуком и форменный чепчик. Судя по тому, что группе AC/DC уже более десяти лет, из школьного или даже институтского возраста Ангус Янг уже вышел давно, но тщедушное сухощавое тельце рокового гиганта помогает поддерживать иллюзию его невянущей юности. Для миллионов поклонников Ангус Янг заморожен во времени и продолжает оставаться неуспевающим школьником со своей неразлучной гитарой.

  Музыка AC/DC   Who Made Who   LP Who Made Who

Английская певица и гитаристка Джоан Арматрейдинг выпустила новый альбом под названием Sleight of Hand («Ловкость руки»). Арматрейдинг можно назвать английской музыкантшей лишь до некоторой степени: родилась она на Вест-Индских островах в декабре 1950 года и вместе со всей семьей в 1958 году иммигрировала в Бирмингем. Здесь она начала принимать участие в музыкальных постановках и писать свои первые песни. В 1971 году она переехала в Лондон, в 1974 году вышла первая пластинка, но первый ее значительный успех относится к 1976 году, когда крупная британская компания A&M Records выпустила ее третий по счету альбом. Успех пластинок Джоан Арматрейдинг связывали со знаменитым продюсером Глином Джонсом, работавшим в свое время с Rolling Stones, с группой The Who, Eagles, Стивом Миллером и другими, который помог определить звучание Джоан, однако на конверте альбома «Ловкость руки» указано, что вся музыка написана, аранжирована и продюсирована ею самой. Довольно известному звукорежиссеру Стиву Лиллиуайту отведена роль лишь роль микшера. Музыка Джоан Арматрейдинг – это смесь рока, негритянской музыки соул, элементов новой волны; есть в ней, однако, композиционная раскрепощенность, свойственная, пожалуй, лишь европейской музыке, да еще, может быть, джазу. Поэзия Арматрейдинг хоть на несколько порядков выше, чем у муздвоечников типа AC/DC, но все же особой глубиной или выпуклостью не поражает:

Поверь мне, я ведь знаю, – поется в песне One More Chance («Еще одна возможность»), –
Я там была, я говорю тебе, что там ты быть уж вовсе не захочешь.
Все плохо там и все неверно, хорошо там ничего не выйдет никогда.
Учись же у меня, была я глупа, на всю жизнь я теперь объявлена врагом.

Такие стихи, друзья, мне б впору написать самому – если б был талант!

  Музыка Joan Armatrading   One More Chance   LP Sleight of Hand

Альбом, выпущенный английской группой The Cure, который называется Standing on a Beach («Стоя на пляже»), подводит итог ее десятилетнему существованию. Пластинка, по сути, представляет из себя коллекцию песен, выпущенных одиночными сорокапятками за рассматриваемый отчетный период. Первые два года своего существования группа выступала в родном графстве Сассекс и непрерывно рассылала по почте демонстрационные ленты разным пластиночным компаниям. На фирме Polydor в отделе артистов и репертуара работал некий Крис Парри, который обратил внимание на ленту. Крис Парри в то время собирался уйти из крупной компании и организовать свою фирму Fiction Records – что-то вроде «Фиктивные пластинки», и группа The Cure стала первым коллективом, подписавшим контракт. В 1979 году вышел альбом Three Imaginary Boys («Три воображаемых мальчика»), в апреле 1980 года вышел второй альбом Seventeen Seconds («Семнадцать секунд»), последовали успешные гастроли в Англии, Австралии и Новой Зеландии. Затем в середине 1982 года вышел третий альбом Pornography («Порнография»), и вот, наконец, четвертая долгоиграющая пластинка, подбивающая музыкальные бабки последних лет. В этой истории интересно взаимоотношение молодой и неизвестной пластиночной фирмы и столь же молодого и неизвестного коллектива, которые взаимными усилиями создали друг другу имя, успех и финансовую самостоятельность. Появление новой музыки связано с появлением на музыкальной сцене нового поколения рок-антрепренеров с новыми эстетическими критериями, верой в новую музыку и энтузиазмом. Без подобного обновления на всех уровнях молодое пузырчатое вино свежего урожая заливалось бы в старые прокисшие мехи, и ничего путного из этого, пожалуй, бы не получилось. Имея единомышленников в молодой пластиночной компании и совместно начиная все с самого начала, музыканты не обязаны ничего ни объяснять, ни доказывать бюрократическим старцам, и именно благодаря такому механизму возможен процесс непрерывного естественного обновления – то, что называют общим словом «прогресс». Я не случайно упомянул непрерывное обновление, ибо подведение итогов последних лет говорит о завершении какой-то фазы и, быть может, частичном истощении первоначального энтузиазма. Пробежав первую дистанцию, Fiction Records как бы останавливаются, чтоб перевести дух и оглянуться, давая возможность публике, которая вместе с ними повзрослела на семь или восемь лет, вспомнить прожитое время.

  Музыка The Cure   Boys Don't Cry   LP Standing on a Beach

Новый альбом под названием So, что значит «Так», или «Итак», выпустил Питер Гэбриэл. Питер Гэбриэл стал широко известен британской публике в начале 70-х годов в составе группы Genesis, полной неожиданностью для всех был уход его из группы в мае 1975 года. Вскоре вышла первая его долгоиграющая пластинка, озаглавленная просто Peter Gabriel, она была хорошо принята и публикой, и критиками. На втором альбоме продюсером стал Роберт Фрипп – гитарист из группы King Crimson, известный своими авангардными экспериментами. На третьем и четвертом альбомах Гэбриэл продолжал расширять свою музыкальную палитру, используя инструменты и ритмы калифорнийских индейцев, племен Центральной Африки и даже индустриальные шумы европейских предприятий. Применяя так называемый самплер, то есть синтезатор с цифровой звуковой памятью, позволяющий использовать любой звук или шум в качестве музыкального сырья для всей клавиатуры инструмента, Питер Гэбриэл создал большую звукотеку, включая в свои многоэтажные партитуры звуки заводских станков, скрежет железа на свалке, звон разбиваемых экранов телевизоров и т.д. Параллельно с этим он работал и над созданием видеороликов к песням – в частности, видеофильм к его последней одиночной пластинке Sledgehammer, которую мы проигрывали на прошлой неделе, по опросу зрителей был признан лучшим на нескольких музыкальных телепередачах. В топке британской поп-музыки много вязкой сырой и негорючей массы, испускающей лишь дым, много в ней сухих и тонких лучинок, вспыхивающих ярко, но на короткие мгновенья. Питер Гэбриэл – это, пожалуй, большое сухое полено, горящее ровным пламенем долго и непрерывно. Гэбриэл – это вдумчивый и интеллигентный парниша 36 лет, который рассматривает рок-музыку как полноправное современное изобразительное средство, и именно в таком вдумчивом и рациональном подходе, быть может, и кроется его слабость. Критики подчас упрекают Гэбриэла в академичности, в этаком кабинетном аналитическом подходе к в общем-то эмоциональному и энергичному жанру рока. Но Питер Гэбриэл – музыкант, без сомнения, искренний и честный – создает пластинки для той категории слушателей, которые хотят, чтоб музыка апеллировала не только к их чувственной стороне, но затрагивала и, так сказать, щекотала прорастающий с годами интеллект. Вот именно эта интеллигенция средней руки и есть, видимо, аудитория Питэра Гэбриэла. Послушаем песню, которая называется Don't Give Up («Не поддавайся»). Женскей голос, который вы услышите в припеве, принадлежит Кейт Буш, она была приглашена на записи. Вообще состав, за исключением двух или трех музыкантов, от песни к песне менялся, что позволяло Питеру Гэбриэлу лепить звук не только сочетанием тех или иных инструментов, но и комбинацией разных исполнителей и музыкальных манер. Итак, я оставляю вас с композицией Don't Give Up («Не поддавайся») в исполнении Питера Гэбриэла, он также играет на фортепиано и синтезаторе, – и прощаюсь до будущей недели. Мы встретимся с вами опять в пятницу, в полночь, на короткой, понимаете, волне. Желаю вам всего самого лучшего, счастливо вам, ребята.

  Музыка Peter Gabriel   Don't Give Up   LP So

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024