РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

5 сентября 1986: Альбом "Red Wave" - группа "Кино"

Добрый вечер, друзья. Кончилась первая неделя занятий в школах и институтах, и вот, прикинул я на днях, что дети, родившиеся в памятном для нашей передачи 1977 году, пошли уже нынче в третий класс – подрастает поколение ровесников нынешней поп-программы, новое племя, младое и незнакомое, идет на смену замшелым рокерам и попсовикам! Уносясь мыслию в прошлое, вспоминаешь 1950-е годы – борьбу с джазом и узкими брюками, 1960-е – кампанию против поп-музыки и длинных волос, в 1970-х сражались с роком, в 1980-х взялись за дискотеки. Процесс этот непрерывно принимает новые формы, поднимается на новый диалектический виток. Надо сказать, что непрерывная 30-летняя борьба на культурном фронте принесла свои плоды: по количеству рок-групп и гитарных ансамблей Советский Союз сегодня – одна из передовых стран мира, более того, постоянная прополка западного влияния и породила группы глубоко национальные по духу, оригинальное творчество которых вызывает законный интерес у культурных наблюдателей Запада. На прошлой неделе мы начали рассказ о двойной долгоиграющей пластинке Red Wave («Красная волна»), на которой представлены четыре таких вот ленинградских коллектива. «Из всех искусств важнейшим для нас является кино!» – говорится в известной цитате, цитате сегодня для нас актуальной, ибо группа, на которую мы обратим свое внимание, называется «Кино». Однако сначала – очередной выпуск рок-хроники:

7 сентября 1936 года – день рождения Бадди Холли, урожденного Чарльза Хардина Холли, легендарной рок-звезды пятидесятых, которому на этой неделе исполнилось бы 50 лет. Он погиб в авиакатастрофе.

7 сентября 1951 года – день рождения Крисси Хайнд, певицы группы Pretenders («Притворщики»), она родилась в городе Акрон, в штате Огайо.

7 сентября 1978 года барабанщик группы Who Кит Мун умер в возрасте 31 года из-за того, что по пьяному делу случайно принял большое количество снотворного.

9 сентября исполняется 40 лет Билли Престону, родившемуся в Техасе в 1946 году. Билли Престон – пианист и певец, выпустивший много пластинок и записывавшийся с разными артистами, в частности, с Beatles в песне Get Back.

9 сентября 1952 года – день рождения Дэвида Стюарта из группы Eurythmics, он родился в английском городе Сандерленд.

10 сентября – день рождения пуэрториканского певца и композитора Хосе Фелисиано в 1945 году, а также день рождения в 1939 году в Блэкпуле, в Англии, Синтии Леннон – первой жены Джона Леннона и матери Джулиана.

11 сентября 1957 года – день рождения Джона Мосса, барабанщика из группы Culture Club («Клуб культуры»).

13 сентября 1965 года у Ринго Старра и его жены Морин родился сын, 3ак Старки, на этой неделе Заку, таким образом, исполняется 21 год.

13 сентября 1941 года – день рождения в графстве Сарри, в Англии, Дэвида Клэйтона Томаса, певца и одного из основателей группы Blood , Sweat & Tears(«Кровь, пот и слёзы»).

В заключение рок-хроники – пять популярных альбомов недели:

на 5 месте в британском списке – группа Queen с пластинкой A Kind Of Magic («Вроде волшебства»), на 4-м - ирландский певец Крис де Бург с альбомом Into The Light («К свету»), американец Лайонел Ричи – на 3 месте с альбомом Dancing on the Sealing («Танцуя на потолке»), американская же певица Мадонна – на 2 месте с альбомом True Blue, а на первом – сборная пластинка разных артистов под названием That's What I Call Music («Вот это – музыка»), пластинка выпускается регулярно, нынешняя подборка – седьмая по счету.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к пластинке Red Wave («Красная волна») и группе «Кино». Подробно мы поговорим чуть позже, а пока предлагаю вам песню под названием «Видели ночь».

Мы вышли из дома, – поется в ней, – когда во всех окнах
Погасли огни, один за одним.
Мы видели, как уезжает последний трамвай,
Ездят такси, но нам нечем платить,
И нам незачем ехать, мы гуляем одни,
На нашем кассетнике кончилась пленка, смотай.

Припев:

Видели ночь, гуляли всю ночь до утра...

Зайди в телефонную будку, – поется во втором куплете,
скажи, чтоб закрыли дверь в квартире твоей,
Сними свою обувь мы будем ходить босиком.
Есть сигареты, спички, бутылка вина, и она
поможет нам ждать, поможет поверить, что все спят и мы здесь вдвоем.

  Музыка Кино   Видели ночь   

Некоторые маловеры и пересмешники могли принять за шутку утверждение о том, что по количеству групп и гитарных ансамблей СССР – одна из передовых стран мира. Приведем цифры. Газета «Правда» от 1 октября 1984 года писала, что «по данным Министерства культуры СССР, у нас реально существуют 29 352 самодеятельные группы, включающие в себя 230 000 участников». Журнал «Смена» в 4 номере за 1985 год писал, что в стране «только зарегистрированных гитарных ансамблей 160 тысяч, в то время как профессиональных – всего 145». Газета «Московский комсомолец» от 12 сентября 1984 года писала, что в московской области более 1500 ансамблей, а газета «Советские профсоюзы» в декабре 1984 года отмечала, что в Ленинграде и Ленинградской области – 1390 групп, но только двадцати доверяется участвовать в танцевальных вечерах в культпросветучреждениях. Эти впечатляющие выдержки и цифры были любезно предоставлены мне одним знакомым, по роду своей исследовательской деятельности читающего подряд все газеты, научный профиль его определить не берусь, сам он называет себя «дерьмологом» или «говноведом». Приведенные цифры свидетельствуют о подлинной массовости молодежного рок-движения, что особенно впечатляет, если вспомнить, что в неграмотной царской России не было ни одного электрогитарного ансамбля.

Но вернемся к теме нашего рассказа. Пора, пожалуй, представить группу: возглавляет ее Виктор Цой, в прошлом студент Высшего Художественного училища им. Мухиной, по этническому происхождению кореец, он поет и играет на гитаре, все песни группы написаны им. Юрий Каспарян – другой гитарист, Густав Гурьянов играет на барабанах, Саша Титов – на басу. На пластинке приводятся имена участников так называемой «промышленной ударной группы», в которую входят: Африка Бугаев, Тимур Новиков и Андрей Кирсанов. Послушаем песню под названием «Фильмы»:

Смотришь мне в глаза, – поется в ней, – ты смотришь мне в глаза,
Но темные стекла хранят мою душу.
Мы вышли из кино, мы вышли из кино,
Ты хочешь там остаться, но сон твой нарушен.

Ты так любишь эти фильмы, мне знакомы эти песни,
Ты так любишь кинотеатры — мы вряд ли сможем быть вместе.

Ты смотришь мне в глаза, а я смотрю вперед.
Ты говоришь, что я похож на киноактера,
И ты меня зовешь, а я иду домой:
Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро.

Ты хочешь, чтобы я остался навсегда с тобой,
Ты хочешь, чтоб ты пела, а я тебя слушал.
Оставь меня в покое, оставь меня в покое,
Оставь меня в покое, не тронь мою душу...

Как-то наткнулся я на книгу издательства «Политическая литература», которая называется «Пленум ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. Стенографический отчет». И вот в этой книге в речи министра культуры Демичева есть, в частности, такое место: «Серьезное беспокойство продолжает вызывать эстрадное искусство, – сказал оратор, – невысокий уровень многих вокально-инструментальных ансамблей, неоправданное увлечение западной модой – все это имеет место». На этих словах тогдашний генсек, покойный ныне Андропов, перебил докладчика и спросил: «Может быть, вы скажете, сколько у нас платных ансамблей? – Сейчас, – ответил Демичев, – у нас в системе Министерства платных эстрадных ансамблей около семисот. Мы принимаем решительные меры для улучшения советской эстрады... Повышение идейно-художественного уровня репертуара, – продолжил докладчик, – это и идеологическая, и творческая, и организационная проблема, это вместе с тем и проблема масштаба мышления современного художника, его способности правильно отобразить сложные глубинные процессы, которые ныне происходят в нашем обществе, диалектику его развития, специфику борьбы старого и нового». Вот, мне кажется, это хорошо здесь подмечено, потому что по способности отобразить сложные глубинные, по правдивому описанию, диалектики песни молодежных самодеятельных групп, действительно, равных себе не имеют. Что же касается специфики борьбы старого с новым, то она непрерывно меняется: новое приходит и, обессилев, уходит, а вот старое – прочно остается на своих местах. Послушаем песню, которая называется «Ночь».

За окнами солнце за окнами свет, – поется в ней, – это день,
ну а я всегда любил ночь,
И это мое дело — любить ночь, и это мое право — уйти в тень.
Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин,
Я люблю дым и пепел своих папирос,
Я люблю кухни за то, что они хранят тайны,
Я люблю свой дом, но вряд ли это всерьез.

И эта ночь и ее электрический свет бьет мне в глаза,
И эта ночь и ее электрический дождь бьет мне в окно.
И эта ночь и ее электрический голос манит меня к себе,
И я не знаю, как мне прожить следующий день.

Я один, но это не значит, что я одинок.
Мой магнитофон хрипит о радостях дня.
Я помню, что завтра меня ждет несколько встреч,
И кофе в известном кафе согреет меня.

  Музыка Кино   Ночь   

После того как мы познакомились со всесоюзной статистикой, невольно возникает вопрос: по какому принципу составительница пластинки Джоанна Стингрей отобрала для нее группы? Судя по надписи на конверте, гласящей, что музыканты не несут ответственности за опубликование записей, можно заключить что Джоанна Стингрей за помощью в дом, в котором творит народ, не обращалась, и выбор сделан более или менее произвольно и продиктован обстоятельствами. Тем не менее, даже судя по высказываниям известных вам газет, название группы должно быть известно широкой публике. Так, «Московский комсомолец» от 12 октября 1984 года писал: «Можно найти любопытные по замыслу аранжировки у групп «Гулливер», «Аквариум», «Кино», но тексты – прямо убивают...» «Комсомольская правда», 23 сентября 1984 года: «Желая угодить невзыскательному читателю, иные газеты проводят свои так называемые хит-парады, где, как правило, фигурируют полусамодеятельные ансамбли «Примус», «Альфа», «Кино», которым давалась далеко не восторженная оценка, отмечался низкий художественный и идейный уровень репертуара». Газета приводит письмо московской ученицы 10 класса, которая пишет: «Даже мещанин со временем облагораживается и порождает свою музыку, свои круто замешанные тексты. «Я вчера поздно лег, сегодня рано встал, я вчера поздно лег, очень мало спал, мне сегодня, наверно, надо было пойти к врачу, а теперь электричка везет меня туда, куда я не хочу. В тамбуре холодно и в то жe время как-то тепло, в тамбуре накурено и в то жe время как-то свежо...»   Скажите, – возмущается тут ученица десятого класса, – зачем нам такая песня? Исполняет эту галиматью группа «Кино». И, наконец, «Молодежь Украины» пишет: «Кино», «Зоопарк», «Аквариум», «Пикник» сегодня тоже активно распространяют свои произведения про бытового героя, неудовлетворенного жизнью и обижающего всех, кого пожелает. Пессимистичные нотки стреляют почти из каждой строки, из каждого куплета, а заодно возникает довольно нерадостная картина: молодым людям предлагается занять в жизни позицию наблюдателя, обратиться в рок-индивидуалиста, активного потребителя порций алкоголя, любви и рок-музыки». Таким образом, по высказываниям газет мы видим, что «Кино» – это группа серьезная, популярная и заслуживающая внимания. Послушаем песню, которая называется «Город».

Я смотрю в календарь, – поется в ней, – я знаю, что скоро зима.
Наша улица на глазах меняет цвета.
За решеткой желтой листвы я вижу птиц.
Моя двадцатая осень сводит меня с ума.

Я люблю этот город, но зима здесь слишком длинна,
Я люблю этот город, но зима здесь слишком темна,
Я люблю этот город, но здесь страшно быть одному,
И за красивыми узорами льда мертва чистота окна.

Фонари за окном горят почти целый день.
В это время я не верю глазам, я верю часам.
И теперь я занят только охраной тепла.
Вот ушел еще год, сколько останется нам?

  Музыка Кино   Город   

Справедливости ради следует отметить, что лондонская фирма Recommended Records первой сделала попытку познакомить западного слушателя с неофициальным советским роком, но недостаток средств, английская сдержанность и отсутствие размаха привели к тому, что кассета дошла до очень узкого круга. В сопровождавшем эту сборную кассету бюллетене несколько слов было уделено и группе «Кино». Цитирую в переводе: «Ленинградское «Кино» можно назвать предметом культа российских подворотен, с самого начала в 1982 году определилось специфическое звучание группы – смесь русского городского романса и британской новой волны конца 70-х – начала 80-х. Типичными для группы «Кино» являются слова песни «Бездельник–2», группа в своих песнях описывает каждодневную жизнь городской молодежи». Я умышленно зачитал выдержку, в которой упоминается песня «Бездельник», ибо ни одна из более известных песен группы, таких, например, как «Ситар играл», «Когда-то ты был битником», «Алюминиевые огурцы» и другие – на пластинку «Красная волна» не попали. Впрочем, если отбор группы для пластинки – это чисто историческая случайность, то отбор песен из ее репертуара это, быть может, случайность в квадрате. Хочу на прощанье предложить вам песню под названием «Троллейбус».

Мое место слева, – поется в ней, – и я должен там сесть.
Не пойму, почему мне так холодно здесь.
Я не знаком с соседом, хотя мы вместе уж год,
И мы тонем, хотя каждый знает, где брод,
Каждый с надеждой глядит в потолок
Троллейбуса, который идет на восток.

Все люди братья – мы седьмая вода
И мы едем, не знаю зачем и куда.
Мой сосед не может – он хочет уйти,
Но не может уйти – он не знает пути,
И вот мы гадаем какой может быть прок
В троллейбусе, который идет на восток.

В кабине нет шофера, но троллейбус идет,
И мотор заржавел, но мы едем вперед,
Мы сидим не дыша, смотрим туда,
Где на долю секунды показалась звезда.
Мы молчим, но знаем нам в этом помог
Троллейбус, который идет на восток.

Итак, друзья, разговор о ленинградских группах мы продолжим на будущей неделе, пока же я оставляю вас с песней «Троллейбус» и группой «Кино», прощаюсь до следующей пятницы, счастливо вам, ребята!

  Музыка Кино   Троллейбус   

 

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015