РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

3 октября 1986: Новые альбомы (Saxon, Paul McCartney, Billy Bragg, Communards, Paul Simon)

Добрый вечер, друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с дополнительным выходным днем в будущий вторник и, пользуясь предоставленной мне еще при рождении в Ленинграде свободой слова, зачитать вам праздничный стишок: «День конституции напомнил мне усопшей бабушки портрет: портрет висит в парадной комнате, а бабушки давно уж нет». Впрочем, и свобода слова, которой я только что воспользовался, – понятие относительное, потому что подмечено, что хоть конституция и гарантирует свободу слова, она не гарантирует свободы после того, как это слово сказано. Наша программа посвящена новым долгоиграющим пластинкам, но сначала – очередной выпуск рок-хроники:

5 октября 1943 года – день рождения Стива Миллера, он родился в Далласе, штат Техас.

В 1954 году в Ирландии родился первый рок-аристократ, Боб Гелдоф,

а в 1957 году в Лондоне в этот день родился участник группы Madness Ли Томпсон.

6 октября 1971 года, 15 лет назад, Род Стюарт добился редкого в истории поп-музыки успеха – его альбом Every Picture Tells a Story и одиночная пластинка с песней Maggie May, взятой с этого альбома, поднялись на первые места соответствующих списков по обеим сторонам Атлантики.

7 октября 1945 года – день рождения Кевина Годли, барабанщика группы 10CC до 1977 года, ныне участника творческого дуэта Godley & Cr è me.

10 лет назад, в 1976 году, группа Sex Pistols подписала свой первый контракт с фирмой EMI, получив аванс в 40 тысяч фунтов стерлингов. Контракт был расторгнут три месяца спустя.

9 октября 1940 года – день рождения в Ливерпуле Джона Уинстона Леннона.

В этот же день в 1975 году в Нью-Йорке Йоко Оно родила ему сына Шона, который, таким образом, отпразднует нынче свое 11-летие.

9 октября 1944 года родился басист группы Who Джон Энтуисл.

9 октября 1970 года группа Rolling Stones назначила известного американского финансиста Принца Руперта Лёвенштайна, или, по-русски, Левенштейна, своим финансовым советником.

10 октября 1953 года – день рождения Миджа Юра, гитариста и певца группы Ultravox, он родился в Глазго.

В 1955 году в этот день в штате Индиана родился американский рокер Дэвид Ли Рот, до недавнего времени певец группы Van Halen.

В 1961 году в этот день родился Мартин Кемп из группы Spandau Ballet.

11 октября – день рождения в 1949 году американского певца и пианиста Даррела Холла.

Из последних новостей:

Трагедия в Скандинавии. Американская группа тяжелого рока Metallica по дороге в Копенгаген попала в автокатастрофу, во время которой погиб басист группы Клифф Бертон и один из рабочих сцены. Бертону было 24 года. Остаток европейских гастролей – выступления во Франции, Германии, Испании – отменены, похороны состоятся на днях в Сан-Франциско.

Крупная американская электронная компания Dolby Laboratories Inc подает в суд на английского синтезаторщика и певца Томаса Долби, пытаясь заставить его сменить псевдоним. Настоящее имя Долби – Томас Робертсон, он сын видного кембриджского профессора археологии, довольно успешный музыкант, пластинки его мы проигрывали в наших программах. Вообще, знакомые, которые живут в Америке, рассказывают, что публика там любит судиться, поскольку по суду удается часто получить денежную компенсацию за утрату того или потерю другого, дело дошло до такого положения, что появилась шутка «I'll sue you for loss of life enjoyment» («Я подам на тебя в суд за потерю удовольствия от жизни»).

При рекламировании новых групп пластиночные компании часто выпускают памятные ручки, записные книжки, брелоки для ключей, футболки и прочее и рассылают это журналистам, диск-жокеям или магазинам грампластинок. Ливерпульская группа It ' s Immaterial, поразмыслив над природой этих подарков, пришла к выводу, что они представляют из себя, по сути дела, взятку и, уж коли речь идет о взятке, то лучше всего давать ее деньгами. Выделенные на рекламную кампанию 2,5 тысячи фунтов взяли в банке новыми пятифунтовыми ассигнациями, престарелый художник по фамилии Экклстон, который некогда подготовил эскиз пятифунтовки, согласился подписать их все, банкноты вставили в рамки, и вот теперь группа рассылает их вместе с копией своей новой сорокапятки.

В Соединенных Штатах, в калифорнийском парке Диснейленд, состоялась премьера семнадцатиминутного фильма Captain Eo («Капитан Ио»), в котором снялся Майкл Джексон. Фильм этот будет демонстрироваться только в Диснейленде, поскольку он снят с применением новой голографической техники и является трехмерным, то есть объемным, стереоскопическим.

Несмотря на то, что рок – это искусство, в общем, молодежное, во многих рок'н'ролльных семьях наряду с отцами на сцену выходит новое поколение. Сын Рода Стюарта, Шон, как пишет журнал Number One, получил свой первый пластиночный контракт с фирмой Warner Brothers в Америке.

Известный американский режиссер и продюсер Стивен Спилберг планирует сделать документальный фильм о Beatles. Поначалу согласие дал Пол Маккартни, а затем и остальные – Джордж Харрисон и Ринго Старр – согласились принять участие. В ленте будут использованы домашние семейные фильмы Джона Леннона.

И, наконец, после многолетнего молчания на сцену вновь выходит американский певец Элис Купер со своей неразлучной змеей – большим питоном. Купер приезжает в Англию на гастроли в ноябре и обещает не только включить в свой концерт лучшие моменты своих предыдущих шоу, но и намекает на какие-то сюрпризы.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к обзору новых альбомов.

Начнем мы с новой пластинки группы Saxon, которая называется Rock the Nations. Название – это игра слов, потому что по-английски rock, кроме привычного нам музыкального перевода, имеет еще и основной первоначальный смысл – «качать, раскачивать». На обложке пластинки изображена молодежная толпа тысяч этак в пятьсот, размахивающая флагами разных стран, лица толпы обращены вдаль, где в ущелье между отвесных скал видимо и находится группа Saxon, символически представленная орлом с горящими глазами. You Ain't No Angel («Ты не ангел») – называется песня группы, которую мы хотим вам предложить. В песне поется о юной девице, от которой так и пышет жаром. «Ты хороша в своем платье в обтяжку, но знает ли мама, куда ты пошла? Шестнадцать тебе, и я вижу – ты рада, ты вышла на волю, невинность твоя – тебе не преграда». Слышу, слышу голоса критиков: «Опять в программе отупляющая музыка, воспевание низменных чувств, грохот музыкального железа!» На это я отвечу словами серьезной песни: «Прекрасен лес, и поле, и цветы, песчаный плёс и лодка у причала, но нет прекрасней в мире красоты, чем красота горячего металла!»

  Музыка Saxon   You Ain't No Angel   LP Rock the Nations

Новая пластинка Пола Маккартни под названием Press to Play, что буквально переводится как «Чтобы играть – нажми», была выпущена около месяца назад, и критика встретила ее довольно скверно. Тем не менее пластинке удалось подняться до 4-го места в списке альбомов, на прошлой неделе она была на 18-м, на этой – на 24-м месте. Пол Маккартни, условно говоря, знавал и более успешные времена, и не исключено, что именно желчность английской музкритики тому виною. Вот что, например, писала газета Sounds в своей рецензии, цитирую: «Несмотря на то, что даже несовершеннолетние панк-революционеры вынуждены признать, что Маккартни – не совсем уж бесталанная личность, его новый альбом, первый за последние три года и первый, который он записал в своей новой студии, представляет из себя бесполый труп. На пластинке десять песен, шесть из которых написаны совместно с бывшим участником группы 10CC Эриком Стюартом. Продюсер пластинки Хью Пэдхам, в прошлом работавший с группами Genesis, Police, результат его работы – не что иное, как остывшая музыкальная яичница. Самодовольная, заштампованная и устаревшая, пластинка Press to Play создана усилиями человека, полагающего, что Фил Коллинс, которого он пригласил играть на барабанах – самый модный музыкант года. Оглянись, Пол, мы ведь не в 1973-м, а в 1986 году живем! Пол и Линда поместили на обложку свою черно-белую фотографию, выполненную в стиле 30-х годов, на которой видно, что Пол по-прежнему любит свою жену непоколебимо, нелогично и трогательно. Вот и хорошо – но не пускай ты его, дорогая, в эту студию звукозаписи!» Позицию критика до какой-то степени понять можно. Его бескомпромиссно заботит пульсирующий напор жанра, острота режущей музыкальной кромки. Рок-музыка непрерывно нуждается в обновлении, она – язык молодежи, и никто не имеет морального права скользить на инерции собственного авторитета. Однако Маккартни в разряд бесполых трупов зачислять, пожалуй, еще рано – у него есть своя верная аудитория по всему миру, аудитория, которая в музыкально более консервативных странах, скажем в той же Америке, гораздо шире, чем у себя на родине. Постараемся теперь забыть ушат грязи, вылитый критиком газеты Sounds, и непредвзятым ухом послушать одну из песен пластинки, название которой как бы предвосхищает все сказанное выше. Talk More Talk («Разговоры, опять разговоры») называется она.

  Музыка Paul McCartney   Talk More Talk   LP Press to Play

Вышла в свет третья по счету пластинка гитариста, сочинителя песен, трубадура Билли Брэгга. Билли Брэгг – явление, я бы сказал, политико-поэтическое, ибо ни голосом, ни внешностью, ни божественным даром мелодии чудной он не удался. Билли Брэгг – левак, но левак, пожалуй, не начетнический, а инстинктивный, его политические взгляды происходят от чувствительного отношения к несправедливостям общества. Его песни об одиночестве, взрослении, женитьбе – свежи, наблюдательны и смешны, однако, как только он берется за написание произведений социальных, равновесие ему изменяет, он убирает прочь разноцветную палитру и начинает малевать все темно-серой шаровой краской под цвет торпедного катера. Такой Билли Брэгг, кликуша и начетчик, мне лично совсем не интересен. Пластинка называется Talking with The Taxman About Poetry («Разговор с фининспектором о поэзии») и, как вы вероятно уже догадались, название позаимствовано у Владимира Маяковского и перевод его поэмы, написанной в 1926 году, приведен в английском варианте на внутреннем конверте пластинки. Билли Брэгг часто цитирует восточное зарубежье, его приглашали в ГДР и Польшу, чтобы тамошняя молодежь собственноушно могла убедиться в том, что творит капитал. Но поднаторевшая публика народных демократий, переводя Билли Брэгга на собственный опыт и пытаясь представить себе какого-нибудь антисоветского певца, выезжающего со своим подрывным репертуаром так это, запросто, на гастроли во враждебный идеологический стан, – эта публика понимает глубокую диалектику происходящего и, поняв, привычно читает между строк. Нам, однако, это сегодня не нужно, наше чтение – это, скорее, со второй строки на третью, потому что переводить всю песню нет ни времени, ни смысла. Она называется Greetings to the New Brunette («Приветствие новой брюнетке»). «Ширли, – обращается в песне к девушке ее автор, – так интересно спать здесь в новой комнате, и из-за тебя я просыпаюсь в полдень. Иногда, когда мы так близки, как сейчас, все это похоже на мечту. Твоя секс-политика приводит меня в замешательство, мы соединены в идеологических объятиях, я праздную свою любовь к тебе кружкой пива и новой татуировкой, и ты для меня наиболее запечатлительна, пока я мягок как воск, пока бетон мой не застыл».

  Музыка Billy Bragg   Greetings to the New Brunette   LP Talking with The Taxman About Poetry

На прошлой неделе мы говорили о том, что одиночная пластинка группы Communards («Коммунары») вот уже несколько недель находится на вершине списка, да и альбом группы почти два месяца циркулирует в первой двадцатке. На обложке пластинки помещена пятиконечная звезда кремлевского типа и цветная фотография участников дуэта на фоне развернутого красного знамени. Никаких недомолвок относительно политического кредо здесь, таким образом, нет, что, впрочем, неудивительно, потому что известно, что «Коммунары» вместе с Билли Брэггом, группой других исполнителей входили в гастрольное объединение Red Wedge («Красный клин»), пропагандировавшее на своих рок-концертах идеи социализма. Политическое лицо певца группы и автора большинства песен Джимми Сомервилля неотделимо от его личных наклонностей. Голос его, сублимируясь все выше и выше, в некий среднеполый фальцет, как бы подсознательно реализует по Фрейду устремления его хозяина. Говоря о темах его песен, отмечу, что три миллиона безработных в Англии – факт известный, и, несмотря на получаемое пособие, жизнь молодого человека, особенно в небольших промышленных городках английского севера, с его дождливой и серой зимой, тишиной отдельных домиков и размеренной жизнью, при которой, кажется, ничего не происходит, - может действительно стать тоскливой. Вот такому унынию и посвящены многие песни «Коммунаров». Надо сказать, что эти песни протеста производят странноватое впечатление: из-за отсутствия мужского и женского рода в английском языке обращение Джимми Сомервилля к своему герою, его желание поддержать и понять звучит довольно двусмысленно, и кажется, что сочувствие его окрашивает какой-то нехороший личный интерес. Но в так называемых «лирических песнях» всякая двусмысленность развеивается окончательно, и «Коммунары» шлют свое послание в народ открытым текстом. «Ничто меня не остановит, мальчик, – поется в песне You Are My World («Ты – мой мир»), – я обниму тебя крепко, никуда не отпущу, празднику нашему не будет конца. Как весенняя почка, распустится и будет расти наша любовь. Глаза твои для меня – драгоценные камни на лице из чистого золота. Когда я держу тебя за руку, мне хочется плакать, твои любящие руки защитят меня от холода, ты – мой мир». Ну что ж, «Коммунары» – вперед!

  Музыка Communards   You Are My World   LP Communards

Американский певец, гитарист, поэт и композитор Пол Саймон, известный еще с 60-х годов по дуэту с Гарфункелем, выпустил новую пластинку Graceland. На ней подведены итоги работы последних двух лет, в частности, его сотрудничества с музыкантами Южно-Африканской Республики. Вдумчивый интерес к негритянскому фольклору привел к созданию целого ряда совместно написанных композиций, которые, как мне кажется, станут верстовыми столбами в истории американской популярной музыки. Любопытно, что пластинка эта выпущена в свет, когда вовсю бушуют политические страсти и по всему миру идут дебаты – объявлять или нет Южной Африке экономический бойкот. Радикально настроенная публика настаивает на том, чтобы этот бойкот был объявлен немедленно и самым широким образом, а возражения умеренных сводятся к тому, что от бойкота более всего пострадает негритянское население, то есть те люди, которых экономические санкции призваны освободить из-под ярма апартеида. В частности, мы упоминали, что ряд английских групп в своих контрактах с пластиночными компаниями оговорили пункт, по которому их пластинки не должны продаваться в ЮАР. Альбом Пола Саймона, честно говоря, многих озадачил: с одной стороны, прямое сотрудничество с Южно-Африканской Республикой и как бы пособничество апартеиду, с другой – прямая смычка с негритянским искусством, то есть наиболее действенная борьба с апартеидом на культурном фронте. На вопрос журналистов Пол Саймон довольно остроумно ответил: «Культурный бойкот, – сказал он, – исключительно эффективное средство, это ясная и простая мера. С другой стороны, мне непонятно, что же и кого мы при этом бойкотируем». Хочу предложить вам на прощанье композицию Homeless («Бездомные»), исполняемую частично на английском, частично на зулусском языке. Соавтором Саймона стал Джозеф Шабалала, композитор и солист южноафриканского ансамбля Ladysmith Black Mambazo. Мне же, дорогие друзья, остается попрощаться до будущей недели и пожелать вам всего самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Paul Simon   Homeless   LP Graceland

 

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015