РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

14 ноября 1986: Письма и заявки

Добрый вечер, друзья. Несмотря на позднюю осень и полное опадание листвы, в природе ощущается легкое шевеление и чу! – оживилась даже работа международной почты. То никто не шел ко мне с толстой сумкой на ремне, а теперь – гляди-ка, он, наш английский почтальон, в сумку руку запускает и оттуда вынимает три письма и телеграмму – то-то будет поп-программа! На самом деле, писем гораздо больше, а телеграмм на этот раз вовсе не пришло, но в стихах такие отступления и вольности допускаются, потому что если б я проставил настоящие цифры, то стансы бы не вылились никак.

Сегодняшняя программа посвящена вашим письмам и заявкам, но сначала – выпуск рок-хроники.

16 ноября 1956 года, 30 лет назад, телевидение Би-би-си организовало живую трансляцию из кафе-бара под названием «21», что в лондонском Сохо – заведение это считается местом рождения британского рок'н'ролла

17 ноября 1979 года, в возрасте 27 лет умер басист группы J ethro Tull Джон Гласкок, не приходя в сознание после операции на сердце.

18 ноября 1960 года – день рождения английской певицы Ким Уайлд.

19 ноября 1976 года – десять лет назад фирма EMI выпустила первую одиночную пластинку группы Sex Pistols под названием Anarchy In UK («Анархия в Соединенном Королевстве»).

20 ноября 1946 года – день рождения Дуэйна Оллмена из американской группы The Allman Brothers Band, ему нынче исполнилось бы 40 лет.

22 ноября 1950 года – день рождения Тины Уэймут из группы Talking Heads.

22 ноября 1963 года в Америке был убит президент Джон Кеннеди, в Великобритании в этот день в свет вышел второй альбом Beatles под названием With the Beatles.

Из последних новостей:

Мы сообщали на прошлой неделе о заявлении в Верховный суд Великобритании, которое басист группы Pink Floyd Роджер Уотерс подал с тем, чтобы юридически группу расформировать. Газета Sounds на этой неделе разъясняет обстановку: «Группа Pink Floyd, – пишет газета, – пропавшая без вести в 1983 году после выпуска последнего альбома The Final Cut, все еще жива и готовится к сражению в Верховном суде, который решит – кому же принадлежит название группы. Гитарист Дэвид Гилмор, барабанщик Ник Мэйсон и басист-органист Рик Райт записывают сейчас новую пластинку без басиста Роджера Уотерса, альбом этот они намереваются выпустить как группа Pink Floyd. Выпуск планируется на будущую весну или начало лета, и три остальных участника группы даже и не помышляют о ее расформировании». «Творческая сила Pink Floyd, – сказал на этой неделе гитарист Дэйв Гилмор, – питалась талантом всех четырех ее участников. Естественно, Роджера Уотерса нам будет недоставать, но мы будем продолжать работать вместе, как в прошлом». Роджер Уотерс, со своей стороны, утверждает, что Pink Floyd без него существовать не могут. Утверждение это, пишет газета Sounds, основывается, видимо, на роли, которую Уотерс играл в группе. Он – бас-гитарист и ведущий вокалист на всех их пластинках, кроме первой, а начиная с альбома Dark Side of the Moon («Темная сторона луны»), писал стихи ко всем песням группы. На знаменитой пластинке The Wall («Стена») он практически единолично написал все композиции; дело дошло до того, что пианист Рик Райт и барабанщик Ник Мейсон хотя и играли на этой пластинке, но имена их на ней вообще не были указаны. Газета пишет, что Роджер Уотерс только что закончил работу над музыкой к фильму When The Wind Blows («Когда дует ветер»), который вскоре выходит на экраны, на лето 1987 года намечен выпуск следующей сольной пластинки.

Газета Sounds пишет также, что группа UB 40 добавила к своим гастролям выступление 8 октября в Брикстонской академии в Лондоне, все сборы с этого концерта пойдут в пользу компании «Артисты против апартеида», которая, как мы сообщали недавно, находится в затруднительном финансовом положении. Газета пишет также, что UB40, находясь в Советском Союзе, подписала контракт с фирмой «Мелодия», пожертвовав при этом треть своего аванса в пользу пострадавших в чернобыльской катастрофе, причем на том условии, что советское правительство одновременно пожертвует такую же сумму.

С некоторым запозданием сообщаю, что Боб Гелдоф за свои заслуги в борьбе с голодом в Эфиопии и других африканских странах был выдвинут в этом году на соискание Нобелевской премии, но премию эту, к своему облегчению, не получил. «Такое высокое звание, – сказал он, – стало бы для меня непосильной ответственностью, я уж не смог бы больше выступать в рок-программах по радио или телевидению».

Газеты отмечают 25-летие организации Amnesty International («Международная амнистия»), основанной в 1961 году в Англии и насчитывающей теперь более полумиллиона членов в 160 странах. Организация эта борется за освобождение узников совести во всем мире, справедливого суда для политических заключенных и прекращений казней и пыток. Организация эта неправительственная, добровольная, финансируется она усилиями своих членов и вот, ряд известных рок-музыкантов пожертвовали свои песни на сборную пластинку под названием Conspiracy Of Hope («Заговор надежды»), которая уже вышла в продажу. Среди них – Питер Гэбриел, Элтон Джон, Пол Маккартни, Стинг, Стив Уинвуд, группы Dire Straits , Simple Minds («Простаки»), Tears For Fears и другие. «Узники совести, – сказал Питер Гэбриел, – обычные люди, такие же как и мы. Для многих из них Amnesty International – последняя надежда, мы ответственны за их судьбу. Если кто-нибудь из вас знает людей, страдающих за свои убеждения, то вы морально обязаны обратиться за помощью, начать действовать».

Газета Melody Maker пишет, что английский гитарист, певец и композитор Элвис Костелло закончил гастроли в США и на прошлой неделе был приглашен музыкальным каналом телевидения MTV стать на час видео-жокеем. Телестанция MTV транслирует видеоролики рок-групп и интервью с разными артистами круглосуточно, и Melody Maker не без ехидства замечает, что видеофильмы самого Костелло обычно передаются где-то в 4 утра, когда не спят только самые лупоглазые. Газета пишет, что Костелло с новой ролью справился на удивление хорошо, выбрал для своей программы интересный материал из прошлых лет. В заключение этого часа в студию пришла жена Костелло, объявила, что «сейчас будет показан величайший ролик мира величайшей песни мира величайшей группы мира»; этой величайшей в третьей степени оказалась ирландская группа The Pogues с песней Dirty Old Town («Старый грязный город»).

Журнал Smash Hits сообщает что солист группы Duran Duran Саймон Ле Бон в соавторстве с журналистом Нилом Честоном выпустил книжку о плавании на своей яхте Drum («Барабан») и, в частности, об участии во всемирной кругосветной яхтенной гонке. Известно, что «Барабан» занял в этих гонках третье место и что таким образом книга – это не воспоминания чемпиона. Но если учитывать, что Саймон – всего лишь поп-музыкант, по заказу которого яхта была спроектирована и построена, то третье место в мире – это несомненное достижение.

В разделе Wally Of The Week, то есть «Идиот недели», газета Melody Maker помещает сообщение о гитаристе по имени Блэки Лолесс, который, выступая в Дублине в день Гая Фокса, то есть когда запускаются ракеты и фейерверки, подвесил на себя богато изукрашенный гульфик жесткой конструкции, на конце которого был укреплен каскадный фейерверк. По замыслу автора, сноп искр, живописно вылетающий вперед из гульфика, должен был стать этаким секс-салютом. Однако, когда запальный фитиль был подожжен, фейерверк ударил не в ту сторону, что было, по всей видимости, довольно болезненно.

В заключение хроники – пять ведущих альбомов недели:

на пятом месте певец Пол Янг с пластинкой Between Two Fires («Между двух огней»),

на четвертом – группа «Фрэнки едет в Голливуд» с альбомом Liverpool,Blacky Lowless

на третьем – группа Big Audio Dynamite – буквально «Большой звуковой динамит», сокращенно B.A.D., с пластинкой Number Ten Upping Street («Дом номер 10 по улице Аппинг»),

на втором месте – сборная пластинка сорокапяток группы Police под названием Every Breath You Take («Каждое твое дыхание»)

и, наконец, на первом месте – американский гитарист, композитор и певец Пол Саймон с альбомом Graceland – так называлось поместье покойного Элвиса Пресли.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к вашим письмам и заявкам.

  Музыка Mötley Crüe   Tonight We Need a Lover   

которую мы проиграли по заявке бригады текстильщиц. Они пишут:

Привет от ивановских ткачих! На нашей швейной фабрике все жутко любят рок, особый торчок приходится на металлистов. Сева, будь добр, расскажи – куда делась UFO, кто такой Имре Мальстрем, и передай, пожалуйста, что-нибудь железное из серии «ближе к телу». С текстильным приветом: Яна, Валя, Света, Аля, три Иры, Наташа, еще Света и Зоя Петровна!

Дорогие девушки, заявку вашу мы по мере сил выполнили, с прискорбием должен сообщить, что группа UFO, то есть «Неопознанный летающий предмет», распалась летом 1983 года после целого ряда внутренних проблем – в частности, личных неурядиц и нервного срыва у певца группы Фила Могга, которые привели к тому, что, например, в феврале 1983 года во время концерта в Афинах, в Греции, Могг потерял сознание прямо на сцене, и концерт и гастроли пришлось быстро сворачивать. Последняя пластинка, вышедшая в 1983 году, называлась Making Contact. Что же касается Имре Мальстрема, то он, как говорится, по нашей бухгалтерии не проходит, и рассказать о нем я ничего не могу.

А вот письмо в конверте с яркой заграничной маркой, внутри – потертый листок из тетради, а на листке начертано:

Здравствуй, Всеволод Борисович.

Извини, что не называю тебя радиопсевдонимом Сева, так как отец у меня того же возраста, что и ты. Пишет тебе твой постоянный слушатель из небольшого провинциального городка близ Донецка. Городок этот ничем не отличается от многих других таких же, где посреди площади возвышается памятник вождю отечественного пролетариата, а вокруг на скейтах катаются молодые люди, где под вечер жаждущие толпы стягиваются к дискотеке посреди городского парка. Передачи твои здесь любят, наверное, даже сержанты на глушильных установках. Хотя тоже – смотря какой попадется. Бывал я в разных городах, но, на мой взгляд, нигде больше так серьезно и увлеченно не относятся к рок-музыке, как в нашем краю угля и металла. Я передачи твои слушаю уже четыре года, на меня они, скажу честно, производят большое впечатление и, в частности, на формирование музыкального вкуса. Это неудивительно, ведь ты – критик современной музыки, к голосу и мнению которого прислушивается огромная часть любителей этого жанра. Но есть в твоих программах один скандальный аспект. Большинство твоих опусов относятся к категории серьезной социальной критики проблем, за которые у нас в Союзе начали браться только с недавнего времени, а иногда проскакивают явно антисоветские шуточки, от которых воротит не только меня, но и моих товарищей, которые тоже слушают твои передачи. Правда? Нельзя ли их полностью исключить – ведь они, по правде говоря, подрывают твой авторитет. У тебя огромный опыт жизни в Союзе, и ты вроде должен разбираться, что подходит для гомо советикуса а что нет. Тем более, что альтернатив твоей передаче у нас нет, а значит, на тебя одна надежда. Так что давай лучше не ссориться. Хотя я ничего «такого» не написал, но, думаю, мое письмо все равно не пропустят. Так что попробую отдать его какому-нибудь иностранцу – пусть бросит в ящик дома. Но если мое письмо дошло, в чем я сомневаюсь, то не грех и заявку мою выполнить. Мой друг, коллега и компаньон Андрей находится сейчас на самом острие железного занавеса. Я надеюсь, лондонская полевая почта передаст для него песню «Солдат фортуны» из репертуара непреходящих «Дип Перпл». Заранее благодарен, твой слушатель Славик.

Постскриптум: Письмо вышло не сердитое, и я опять сомневаюсь, что ты его прочитаешь по радио. Но, даже если не прочитаешь, заявку выполни обязательно, а если надумаешь читать, я не буду против, если ты его литературно обработаешь, но только смысл чур не менять!

Дорогой Славик, нужды в литературной обработке твоего письма нет никакой, да и не занимаюсь я этим делом, а заявку твою выполню с удовольствием. Итак, для Андрея, который сейчас находится на самом острие железного занавеса, звучит песня Soldier of Fortune («Солдат фортуны») в исполнении Deep Purple.

  Музыка Deep Purple   Soldier of Fortune   

Следующее письмо пришло прямым ходом из Бреста всего за пять копеек. Автор его, запечатав письмо в конверт, видимо, передумал, расклеил конверт над паром и потом снова заклеил. Такие письма легко определить по неряшливой кромке клея, да еще по тому, что этот же клей, просачиваясь, приклеивает письмо к конверту изнутри. Мода теперь пошла такая, что ли, но только во многих письмах, приходящих напрямую, содержимое из конвертов приходится просто выдирать силой. Вы уж, ребята, кисточку в клей так сильно не макайте! Автор письма подписался не очень разборчиво, но, по-моему, звать его Леня. Итак, Леня пишет:

Здравствуй, Сева, с огромным приветом к тебе твой постоянный слушатель из Саратова. У нас прошли гастроли твоих земляков из группы «Земляне». Как они уже надоели – ей-богу! Столько лет поют одно и то же; была б моя воля, близко не подпустил бы их к инструментам.

Дорогой Леня, во-первых, слово Бог пишется с большой буквы, а, во-вторых, ты живешь в свободной стране – на концерт ведь можно и не ходить, если не нравится.

Хочу поздравить тебя от всей души с 69 годовщиной Великого Октября и пожелать долгих лет жизни и успехов в твоей работе. Кстати, как ты будешь отмечать праздник? Наверное, вместе с коллегами по работе и с транспарантами в руках будешь весело шагать по улицам Лондона, или у телевизора будешь смотреть парад войск на Красной площади. Да, хотя у тебя в этот день передача, смотри – надеюсь на твою сознательность. Сделай что-нибудь действительно праздничное – например, предлагаю составить передачу из песен на стихи советских авторов:

1.Партия наш рулевой 2. Мы кузнецы 3. Широка страна моя родная 4. Россия, родина моя (для тебя ничто) 5. Комсомольцы – беспокойные сердца и т.д. Но, наверное, таких записей тебе не достать, а жаль. Мне нравятся, как и, наверное, тебе самому, передачи по письмам, наконец-то после такого перерыва возобновившиеся. В таких передачах мы хоть как-то общаемся друг с другом и с тобой, и в то же время высказываем свои мысли и пожелания. У меня просьба: поставь в ближайшей передаче по письмам что-нибудь из своих любимых песен, если они у тебя есть, будет интересно послушать. Да, и еще – если можно, напоминай почаще список лучших песен и пластинок недели. Всего хорошего, Леня.

Должен признаться, Леня, что всю жизнь мне нравилась музыка заграничная, раньше – на английском языке, а теперь, с изменением географии местожительства, я слушаю заграничный рок на русском. Разными случайными путями попадают ко мне пленки, не всегда хорошего качества, среди которых особой рок'н'ролльной удалью выделяются записи группы «Примус». Собственно говоря, это даже и не группа, а насколько мне известно, творчество одного музыканта, наигравшего и напевшего все партии самостоятельно. Картину несколько проясняет ленинградская молодежная газета «Смена» от 10 октября этого года, газета пишет: «17 и 18 октября в очередном концерте-дискуссии «На новой волне» ленинградцы получат возможность поговорить сразу с пятью авторами-исполнителями. Юрий Лоза – собеседник, безусловно, любопытный. Бывший музыкант «Интеграла», автор цикла песен под общим названием «Примус», а ныне участник группы «Зодчие». Его тексты всегда были остры, актуальны, причем года три назад они казались слишком «острыми». Кто бы мог тогда поверить, что «Девочка сегодня в баре» будет вынесена на открытое обсуждение в программе Центрального телевидения «12 этаж». Продолжим разговор с автором-исполнителем в программе Дворца молодежи» (конец цитаты).

Быть может песни Юрия Лозы, в прошлом бойкого музыкального примуса, а ныне одного из зодчих, пойдут широким тиражом и будут продаваться в каждом киоске «Союзпечати», но пока этого не случилось, придется довольствоваться кассетой не лучшего качества. Песня, которая мне понравилась, называется «Баба Люба». Этимологические или словесные корни ее уходят в музыкальные события 30-летней давности, в одну из ранних песен рок'н'ролла под названием Tutti Frutti в исполнении американца Литтл Ричарда. В этой песне Литтл Ричард пользовался приемом скэта, то есть сочетания бессмысленных, но ладно звучащих слогов и заключительная строка песни звучала божественно глупо и заразительно: «Уа, ба-ба лу-ба, дю уам, бам, бaм». На эту тему, помнится, еще мы острили в свое время, придумывая строки вроде «баба дуба дала», но Юрий Лоза пошел дальше: во всем этом «уэм баба луба» он услышал и увидел исконное национальное явление, персонаж с ярко очерченной личностью, имя которого – Баба Люба, так эта песня и называется. Однако вступление ведет нас издалека, с зарождения рок'н'ролла.

Рок-н-ролл бродил по миру, – поется в ней, –
Проникая во все дыры.
К нам он заглянул,
Нас не обманул.
Мы его так долго ждали,
Донимали нас печали,
Но и к нам пришел
Танец рок-н-ролл –

и далее идет сама песня:

Мама любит танго, папа любит джаз,
Младший брат за диско душу дьяволу продаст,
Но Баба Люба понимает меня,
Потому что любит рок-н-ролл, как и я.

Если до получки 3-4 дня,
Очень нужен рубчик, но не знаешь где занять,
А Баба Люба понимает меня –
Из широких юбок достает три рубля.
Только Баба Люба понимает меня.

Если поздней ночью вдруг пришли друзья,
Выпить очень хочется – стучу к бабусе я,
И Баба Люба понимает меня.

Перед проигрыванием песни хочу заранее извиниться – запись не лучшего качества, и в середине песни просто есть провал, сбой, но тут уж ничего не поделаешь.

  Музыка Примус   Баба Люба   

Через нейтральную северную страну пришло к нам письмо, авторы которого пишут:

Здравствуй Сева, несколько лет назад тебя донимали вопросами любители рока из Белгорода. Вот появилась настоятельная потребность подкинуть еще порцию, ты уж постарайся, подонимай вопросами своих рок-всезнаек и пожалуйста ответь не так часто просим.

Дорогие друзья, письмо ваше длинное обстоятельное, с большим списком вопросов, хотелось бы с ним разобраться как следует, на что сегодня просто времени нет, поэтому вы уж потерпите до следующей программы по письмам для вас. В заключение сегодняшней программы мы проиграем композицию группы Hawkwind.

Время наше подошло к концу, пообщались мы сегодня, по-моему, неплохо, адрес вы наш знаете, напомню на всякий случай: Всеволод Новгородцев, p.o. box 76, Strand, London. Я прощаюсь с вами, дорогие друзья, оставляю вас с композицией Silver Machine в исполнении группы Hawkwind. На будущей неделе программа будет посвящена обзору новых альбомов, пока же – всего вам лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Hawkwind   Silver Machine   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2021