РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

19 декабря 1986: Письма и заявки

Добрый вечер, друзья. В одном из последних номеров журнала «Континент» опубликована проза Анатолия Копейкина. Герой его повести, Коропкин, отчаявшись пробиться со своими письмами за границу, садится и пишет «письмо бойцам»:

«Дорогие бойцы невидимого фронта, сотрудники цензурного отдела международного почтамта! К вам обращаюсь я, друзья мои. В этом году ни одно из моих писем не было доставлено по тому адресу, который указан на конверте, хотя вслед каждому письму я высылал по три копии, а может, и больше. Я вот и хотел у вас спросить – для чего вы это делаете – задерживаете письма, ведь в них содержится кусочек жизни некоего корреспондента, рассказывающего о своем житье-бытье. Возможно, вам нравились мои письма, и вы оставляли их себе на память, возможно, вы их передавали своим сподвижникам, другим бойцам невидимого фронта, а те следующим. Дорогие коллеги, я представляю вас молодыми, полными здоровья и юмора людьми, а не старыми пердунами-ветеранами. Но иногда мне мерещится: а вдруг – ветераны, вдруг вы не розовощекие крепыши, дети разрядки, а закоснелые маразматики с искривленными ртами и искалеченной психикой? Но нет, вас же нет, вас не существует в природе, вас не может быть как таковых, вы призраки, плоды измышления, и я пишу письмо – никому. Пришейте это письмо куда надо, прочтите его еще раз и сделайте выводы. Не завидуйте мне, товарищи, ведь там совершенно то же самое, что и здесь, только немного иначе и лучше, но вообще так же, уверяю вас, разве только нет таких должностей как у вас, но ведь и здесь их нет, ведь это заведомо ложные, клеветнические измышления, что здесь существует почтовая цензура и служба перлюстраций, не правда ли?».

Вы, видимо, уже догадались, к чему я клоню – сегодняшняя программа посвящена письмам и заявкам, но сначала – выпуск рок-хроники:

21 декабря – день рождения в городе Балтимор, штат Мерилэнд, в 1940 году Фрэнка 3аппы – певца, композитора, мультииинструменталиста, продюсера, основателя в 1964 году группы Mothers of Invention.

22 декабря – день рождения в 1949 году в Великобритании, на острове Мэн, Робина и Мориса Гибб, братьев из группы Bee Gees.

23 декабря 1966 года, 20 лет назад по английскому телевидению впервые была показана рок-программа Ready , Steady , Go («На старт, внимание, марш»).

23 декабря 1966 года, в тот же день впервые в одном из лондонских клубов выступила группа Pink Floyd.

25 декабря, в день Рождества, в 1945 году в Англии родился Ноэль Реддинг, басист из Jimi Hendrix Experience.

 

26 декабря 1940 года – день рождения в Нью-Йорке Фила Спектора, композитора и продюсера, работавшего со многими известными исполнителями, включая Элвиса Пресли и Beatles.

Из последних новостей:

Музыкальные газеты и журналы на этой неделе начали подведение итогов, напоминая своим читателям основные событий и важнейшие сплетни минувшего года, а вот немузыкальная лондонская газета Evening Standard поместила статью о злоключениях Дэнни Лейна – гитариста, несколько лет игравшего в группе Wings с Полом Маккартни. Дело в том, что Дэнни Лейн после расследования Верховного суда был официально объявлен несостоятельным должником, банкротом, его долги только налоговому управлению Великобритании составили более 76 тысяч фунтов стерлингов. «Большинство музыкантов не умеют обращаться с деньгами, – сказал Дэнни Лейн, – а я в этом отношении еще хуже остальных». В частности, газета пишет, что после развода со своей женой Джоджо Дэнни Лейн вынужден был оставить ей поместье в графстве Сарри, потом он купил яхту за 32 тысячи фунтов и во время первого же перехода посадил ее на мель. Яхту потом отбуксировали в Марсель, где она простояла около года, через год ее продали за полцены, но французские власти потребовали эти деньги в уплату за спасательные операции, штрафы и портовые сборы. Потом Дэнни Лейн купил спортивную машину «Феррари» за 30 тысяч, машину он разбил, и ремонт обошелся ему еще в 12 тысяч. Авария произошла по его вине, права у него на время отняли, и Дэнни Лейну пришлось нанимать шофера на полную ставку. Потом он сформировал компанию Denny Laine Limited, но сам делами компании не интересовался, а перепоручил ее другим, что привело к новым просчетами и потерям. Например, в 1982 году компания уплатила первый взнос в 10 тысяч фунтов на покупку студии звукозаписи в Испании, но, когда пришла пора платить остальные деньги, их не оказалось, и залог был потерян. Известную песню Mull Of Kintyre Пол Маккартни написал вместе с ним, в то время Дэнни Лейн разводился с женой, ему нужны были деньги, поэтому он продал свою долю авторских прав на Mull Of Kintyre и другие песни за общую сумму в 130 тысяч фунтов. В результате только в Англии пластинка разошлась тиражом более 3 миллионов и принесла, соответственно, ее единственному оставшемуся автору, Маккартни, значительный гонорар. Дэнни Лейну, конечно, задавали ехидные вопросы по поводу его мотовства и банкротства, тыча его носом в мультимиллионерство Маккартни, но наш неунывающий герой заявил, что он ни о чем не сожалеет и что со временем выплатит всe казне до копейки. У него сейчас выходит новая пластинка, и пластиночная фирма еженедельно выдает ему 150 фунтов на жизнь. У него – новая жена Элен Грант, 24-летняя дочь Питера Гранта, бывшего менеджера Led Zeppelin, самому Дэнни Лейну нынче стукнуло 42.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к вашим письмам и заявкам.

  Музыка Chris De Burgh   Moonlight and Vodka   

которую мы проиграли для Валерия из Ленинградской области, он пишет:

Всеволоду Борисовичу наш гатчинско-сиверский привет! Действительно, давненько ты не ласкаешь наш слух сочинениями с клеймом «мейд ин зэ Ю эС эС аР», и, самое главное, не потому что писать нечего или почта работает лучше или еще лучше, а потому, что и сам ты забывал зачастую о материальном стимуле и духовных запросах молодежи середины восьмидесятых годов. А ведь XXVIIMoonlight and Vodka, съезд указал твердый курс на усиление материального обеспечения и духовных запросов. Где же ускорение? Мы наблюдем в твоих программах обратное явление, враждебное нашему курсу. Даже на «Голосе» появился диск-жокей Евгений Аронов, который чутко отнесся к призыву, и что мы видим? Мы слышим конкретные ответы. Вот передача «Пинк Флойд», вот о новом диске Питера Гэбриела, Стива Уинвуда – правда, имена старые, но альбомы новые, находятся на верхах, и песни он переводит без смешков. Почему бы и тебе так, например, не делать: занял альбом Криса Де Берга первое место – будь добр, прокрути весь диск, прокомментируй, свежо и познавательно. А то проходит лет десять-двадцать и начинается: «Диип Перпл», «Айрон Мейден» и прочее, когда о них и так уже почти все известно. Ведь задача диск-жокея – опережать и направлять вкусы молодежи, а не плестись позади некоторых консерваторов. Кстати, Сева, на пластинке «Мэн он зе лайн» Криса Де Берга где-то в конце есть песня о русской жизни, что-то про русских девушек и о водке. Неужели и в Ирландию дошло постановление о усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом? Впрочем, запись сделана еще в 1984 году, значит, выходит, Крис Де Берг как бы предвосхитил, предрек все то, что мы наблюдаем в нашей сегодняшней жизни, вот ведь как получается! Так что передай, что мы всегда рады зачислить прогрессивного автора в общество трезвенников «Красный нос». Пусть вся планета будет трезвой! Рабочему Лондону привет, до следующего раза. Валерий.

В прошлой программе по письмам мы зачитали первые строки письма от группы ребят из Белгорода, ответить на их вопросы из-за недостатка времени не удалось, и мы тогда обещали к этому письму вернуться подробно. Вот что они пишут:

Здравствуй, Сева! Несколько лет назад тебя донимали вопросами любители рока из Белгорода, вот появилась настоятельная потребность подкинуть еще порцию, ты уж постарайся, подонимай вопросами своих рок-всезнаек, пожалуйста, ответь, не так часто просим. В начале – несколько околомузыкальных вопросов. Первый: какая разница между менеджером и продюсером группы?

Менеджер – это администратор, директор; некоторые группы, особенно поначалу, предпочитают обходиться без менеджера, но такой самодеятельностью можно заниматься лишь до определенного уровня. Менеджер заключает контракты на гастроли, концерты, ведет переговоры и следит за работой пластиночной фирмы, с которой у группы контракт, ведает финансами. Часто бывает так, что менеджер, поднимая новую группу, в которую он верит, вкладывает в нее собственные деньги. Менеджер также организовывает рекламу, связывается с прессой, организует транспорт, гостиницы и т.д. Менеджерам известных групп, как правило, приходится нанимать помощников. Есть, конечно, истории о менеджерах, беззастенчиво обиравших музыкантов, но обычно взаимоотношения менеджера с группой строятся на полном доверии, и нередки случаи, когда менеджер становится равноправным пайщиком в группе, получая одинаковую долю доходов. Продюсер – это звукорежиссер, лицо, приглашенное, он возглавляет звукозаписи в студии. За самой записью следит звукотехник, или инженер, он выставляет уровни, тембры, баланс, чистоту звучания и т.д., продюсер же добивается от исполнителей профессионализма, музыкальной чистоты, эмоциональной отдачи. Почти все современные продюсеры – сами музыканты, они в состоянии дать совет по оркестровке, разным электронным звуковым эффектам и многому другому. Короче, продюсер может создать на пластинке группы особое звучание, которого с другим продюсером получить не удастся.

Вопрос второй: на обложке диска часто дается адрес официального фан-клуба той или иной группы, каковы их функции? Можем ли мы здесь иметь от этих клубов какую-то пользу в виде информации и т.п.?

Фан-клубы, или клубы любителей, регулярно рассылают письма, брошюры, фотографии, плакаты, значки и прочее своим членам. Делается это на деньги, собранные от вступительных взносов, они колеблются приблизительно от 2 до 6 фунтов стерлингов. Разумеется, эти клубы не существовали бы, если б их члены не видели в этом смысла, так что польза, конечно, есть. Для начала можно в этот клуб написать, узнать – что они предлагают, обычно к такому письму прикладывают так называемый SAE (Self Address Envelope) – конверт с маркой и обратным адресом, чтоб клубу на почтовые расходы не тратиться, информацию как правило дают бесплатно. Не стесняйтесь объяснять свое финансовое положение, не исключено, что вам, как жителям безвалютной зоны, сделают исключение. Вот, для примера, адрес клуба любителей барабанщика Кози Пауэлла: Cozy Powell, PO Box 16, Manchester, M31, 3WT.

Вопрос третий: поздние перепечатки старых дисков зачастую пакуются в более простую упаковку, чем вначале. Вместо альбома – конверт, изымаются плакаты, вкладки и т.д. А можно ли где-то купить диск в оригинальной упаковке?

В западной пластиночной промышленности все ходит ходуном: меняются люди, открываются и закрываются фирмы, происходит отделение и слияние и проч. Мне в поисках информации часто приходится обзванивать пластиночные компании, так, если речь идет об артисте пяти- или семилетней давности, то от бойкой молодежи, работающей в пресс-центре, толку бывает не добиться никакого. Пока первоначальный, или оригинальный, вариант пластинки продается, ее продолжают производить, кончился на нее спрос – производство останавливают. Вот, скажем, пластинка барабанщика Билла Бруфорда One of a Kind («Неповторимый») была выпущена в апреле 1979 года и снята с производства в 1982-м. В профессиональных пластиночных каталогах это указано словами released, то есть «выпущена», и deleted («вычеркнута, снята с производства»). Бывает, на старые пластинки опять начинается спрос и их снова выпускают – иногда в оригинальной упаковке. Кроме того, существуют лицензии, перепечатки, выпуски той же пластинки отделениями фирмы в разных странах с учетом местных условий и т.д. Первые, оригинальные выпуски ценят, поэтому существует целая армия коллекционеров, магазины подержанных пластинок, объявления в музыкальной печати.

Кстати, Билла Бруфорда мы упомянули не случайно: ребята просят сказать несколько слов о его творческой пути и его сольных альбомах. Билл Бруфорд – участник первоначального состава группы Yes, 1970-72 годы, затем 1973-75 годы – группа KingCrimson. Он участвовал в записи пластинок групп Genesis, Стива Хау, Роя Харпера, Рик Уэйкмана, Криса Сквайера, группы «Собака Павлова», выпустил четыре сольных пластинки, с 1981 года – снова в King Crimson, группа собралась по второму заходу. На сольных пластинках Бруфорда ему помогали разные музыканты, в частности, Дэйв Стюарт из Eurythmics, джазовая певица Анетт Пикок. Но – послушаем композицию One of a Kind с альбома One of a Kind, сольной пластинки Бруфорда, выпущенной в 1979 году.

  Музыка Bill Bruford   One of a Kind   

Вопрос четыре – от чего зависит цена пластинки и как она может колебаться, какие диски попадают в уценку?

Механизм выпуска пластинок здесь такой: пластиночная компания оплачивает студию – либо непосредственно, либо через выдаваемый группе аванс. После того как музыка записана, нарезается шеллаковый диск, его отправляют на пластиночный завод – прессовать диски, туда же поступают круглые ярлыки и конверты. Привезенные с завода пластинки идут оптовику, с которым у него договор, оптовики развозят пластинки по магазинам по всей стране, а группа и пластиночная фирма рекламируют и проталкивают новый диск. Новый альбом сейчас стоит в среднем от 3 до 5 фунтов стерлингов, от этой цены 15-20% идут магазину, еще 20-25% – оптовику, а компания, получив оставшееся, удерживает аванс и отдает музыкантам причитающиеся им по контракту проценты – обычно около 12% от продажной стоимости. От известности группы, от спроса на нее зависит и стоимость пластинки, с другой стороны, такая группа тратит гораздо больше денег на студии и рекламу. Пластинки, не пользующиеся спросом, уцениваются сразу, решение принимает директор магазина, часто это приходится делать из-за затоваривания – держать пластинки на полке оказывается себе же дороже. Читаем письмо дальше:

Теперь, собственно, о музыке: в 1980 году из «Юрайя Хип» ушел Кен Хенсли, в 1981 вышел его диск «Фри Спирит», а что потом? Были ли у него еще сольники после 1981 года? Говорят, он играл с группой «Блэкфут», что это за группа, что они записали вместе, где Хенсли сейчас?

Пластинка Кена Хенсли Free Spirit была выпущена в 1981 году лондонской фирмой Bronze Records, других пластинок Хензли фирма больше не выпускала. И вот туда я и позвонил, пытаясь разузнать ее судьбу. «Да, – сказали мне, – был у нас такой артист, где он сейчас – понятия не имеем, и вообще – фирма Bronze закрылась и больше не существует. В конце концов удалось выяснить, что, действительно, Кен Хензли в начале 1983 года влился в американскую группу Blackfoot. Группа эта старая, сформирована она была еще в 1968 году в городе Джексонвилле в южном штате Флорида, группа выпустила семь долгоиграющих пластинок, последняя из них называется Vertical Smiles («Вертикальные улыбки»), выпустила ее американская фирма Atlantic в 1984 году. Вот песню с нее под названием Morning Dew («Утренняя роса») мы сейчас и послушаем.

  Музыка Blackfoot   Morning Dew   

Движемся дальше:

Ты как-то говорил, что соединились Эмерсон, Лейк и Пауэлл, что же из этого вышло? А что с разговорами о воссоздании «Лед Зеппелин»?

Группой Emerson, Lake & Powell занимается американская компания Atlantic, интересы ее представляет в Англии корпорация Warner Brothers, WEA Records, там мне только смогли ответить, что ELP выступают с концертами в США. О предстоящих пластинках не известно ничего, но недавно Грег Лейк, гитарист, выпустил сольную сорокапятку. Что касается Led Zeppelin, то они собрались вместе лишь для выступления на благотворительном телевизионном рок-фестивале Live Aid в июле 1985 года, другой информации пока нет.

Вопрос три: что с «Уайтснейк» – распались? Если нет, то кто там сейчас играет?

Недели три назад газета Sounds сообщила, что в английском городе Бертоне в ноябре состоялся концерт группы под названием MGM, в которую вошли Берни Марсден, Мел Гали и Нил Марри, то есть бывшие участники Whitesnake. Концерты этой группы MorningDewраспланированы на весь декабрь. Тем времен певец Дэвид Кавердейл и пятый участник группы Джон Сайкс находятся в Лос-Анджелесе, где они работают над новым материалом. Значит ли это, чтMorningDewо Whitesnake распались, или нет – неизвестно, может, просто ребятам от скуки поиграть захотелось.

Вопрос четыре: давно не слышно «Кинг Кримсон», «Йес», «Джетро Талл», «Майкл Шенкер Груп».

Группа King Crimson была сформирована в 1969 году и закончила свое существование в июле 1974 года концертом в Центральном парке в Нью-Йорке. Основатель группы, гитарист Роберт Фрипп, с 1974 по 1980 год работал с разными музыкантами, но в 1981 году снова собрал группу, в сентябре 1981-го вышел альбом Discipline, в 1982-м пластинка Beat, в марте 1984-го вышла сорокапятка с композицией Sleepless («Бессонница»).

Группа Yes распалась в 1980 году, певец Джон Андерсон работал с греком Вангелисом, два участника вошли в группу Asia.

JethroTull распались в 1982 году. Гитарист, флейтист и певец Иэн Андерсон в своем поместье в Шотландии завел себе рыбное хозяйство, разводит лосося.

У Майкла Шенкера и его группы последний альбом вышел в 1984 году, вернее, вышли две пластинки – одна студийная, другая концертная, она называется Rock Will Never Die («Рок не умрет никогда»), записана она была в 1983 году в Лондоне.

Ребята в своем письме пишут далее:

Хотелось бы, чтобы ты свои ответы прокомментировал музыкой, вопросов много, но тут уж не до приличий, как говорится, за все наболевшее. А кроме того, будет и нелицеприятная критика, будут и конструктивные предложения. Первая основная претензия к тебе – это то, что твои передачи стали приносить все меньше практической пользы. Разговоры разговорами, это все, конечно, и занимательно, и остроумно, и ехидно, и хорошо слушается, но любитель рока, кроме того, хочет из твоих передач почерпнуть сведения, нужные ему практически. Ну зачем, к примеру, в обзоре альбомов представлять какого-то там певца с диском под названием из стиха Маяковского, может это и интересно, но чисто теоретически - что нам в нем толку? Ждешь-ждешь передачи о новых дисках, дожидаешься, а полезной информации – чуть. Тебя, Сева, в последнее время что-то от рока уводить стало – возраст, что ли? Ведь слушают-то тебя в подавляющем большинстве любители именно рока. Говоря «рок», мы, правда имеем в виду хард-рок, aрт-рок, прогрессив-рок, но никак не хэви-метал. Раздражают нас эти металлисты и их поклонники, они, эти поклонники, тут в писательство что-то кинулись, в этакую рок-заборную поэзию. И если заборным писателям прошлого хватало одного слова из трех букв, то нынешние освоили уже два и в каждом аж по четыре буквы – ЭйСи ДиСи или Кисс. Не понимают они только, сколь убога и примитивна сия музыка. Да один четвертый «Цеппелин» стоит больше всего борзотворчества всех хеви-метал-идиотов, да первая сторона третьего «Хипа», да одна пепловская «Чайлд ин тайм» прочувствованнее, экспрессивнее, эмоциональнее, чем все обезьяньи завывания придурков хеви-метал. Вот на этом хотим закончить. У нас к тебе две крупных просьбы: просим сделать, по мере возможности, программы о двух группах: первая «Юрайя Хиип», сейчас у нее не лучшие времена, но она знала и громкую славу, и лишения, но всегда оставалась честной и имела много поклонников в нашей стране, как там она сейчас? Вторая группа «Хокуинд», совершенно замечательная группа, насколько мы знаем, она довольно популярна в Англии, достаточно долго, но у нас она почему то мало известна. Просим о ней рассказать, у ней явное «лица необщее выраженье». Надеемся на твое благорасположение к нашим просьбам – ведь не корысти ради.

Дорогие друзья, надеюсь, что программа эта в какой-то степени стала ответом на вашу критику. Просьбы ваши постараюсь выполнить, а сейчас оставляю вас с музыкальной иллюстрацией – композицией группы Майкла Шенкера, с альбома Rock Will Never Die («Рок не умрет никогда»). На будущей неделе мы поговорим о популярных альбомах года, мне же остается попрощаться с вами, пожелать всего самого лучшего, счастливо вам ребята!

  Музыка Michael Schenker Group      

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015