РОК-ПОСЕВЫ

Читайте также:

20 августа 1993: The Beatles - 7

Добрый вечер, друзья. Сегодня мы продолжаем наши битлологические изыскания седьмой частью сериала о "Beatles". Помню, в первые годы в отечественной прессе это название пытались перетолмачить на русский - "жуки-долбильщики". Потуги переводчиков, впрочем, можно понять, название "BEATLES" - не уставное, не словарное. В английском слове "жук" - beetle - две буквы "Е". Одну из этих букв "Beatles" заменили на "A", сделав корнем слова beat, поскольку новую ритмичную молодежную музыку в западной прессе величали иногда "big beat" - то есть "большим битом". И вот тут наши языки сходятся. Посудите сами: в лапту играют БИТОЙ, в чистое поле выходят на честную БИТВУ, граждане набиваются в вагон БИТКОМ, сильно поколоченная котлета превращается в БИТОК, а мощного тяжелогрузного коня называют БИТЮГОМ - от всех этих слов веет ударной силой. А еще в середине шестидесятых бытовало у питерских музыкантов прилагательное "битовый": битовый стиль, битовый барабанщик и т.д., даже пословицу сложили в народе: "За битового, - говорили, - двух небитовых дают!"

23 августа. В 1962 году Джон Леннон женился на студентке художественного училища Синтии Пауэлл. Регистрация происходила в ЗАГСе Ливерпуля. Пол Маккартни был свидетелем жениха.

23 августа. В 1966 году в этот день состоялась американская премьера кинокартины The Beatles "Help" ("Помогите").

23 августа. В 1974 году Джон Леннон, который тогда уже жил в Нью-Йорке, в 9 вечера увидел с крыши своего дома неопознанный летающий объект.

23 августа. День рождения в 1947 году Кита Муна, барабанщика из группы "The Who" человека неуемной, почти безумной энергии. Он, в конце концов, погиб от передозировки наркотиков в сентябре 1978 года.

24 августа. День рождения в 1945 году Кена Хенсли из "Uriah Heep".

24 августа. В 1981 году убийца Джона Леннона Марк Чапмэн получил свои 20 лет тюрьмы, 12 из которых он, стало быть, уже отсидел.

25 августа. День рождения в городе Хайфа в Израиле в 1949 году Джина Симмонса, урожденного Юджина Кляйна - басиста из "Kiss".

25 августа. День рождения в 1951 году Роба Халфорда, вокалиста из "Judas Priest", вернее, теперь уже бывшего, конечно, вокалиста.

25 августа. День рождения в 1954 году в Ливерпуле Деклана Макмануса, известного нам как Элвис Костелло.

27 августа. В 1967 году менеджер "Beatles" Брайан Эпштейн был найден мертвым в своем лондонском доме. Причина смерти – отравление снотворными таблетками карбитол. Поговаривали, что незадолго до этого Брайана Эпштейна оставил его близкий друг Саймон Напир-Белл (впоследствии сам менеджер групп "Japan" и "Wham").

28 августа. 20 лет исполняется песне Deep Purple "Smoke On The Water" ("Дым на воде"). Она вышла в 1973 году.

Журнал "Kerrang" сообщает, что Ойстен Аарсет, лидер норвежской группы черного металла "Mayhem", так называемый крестный отец неонацистского металлического рока, был на прошлой неделе зарезан насмерть. Незадолго до этого приятель Ойстена Аарсета по имени Варг Викернес был арестован за злоумышленный поджог нескольких деревянных церквей на юге Норвегии. Аарсету покойному было 25 лет. Он скончался от многочисленных ножевых ранений и найден был мертвым на лестнице своей квартиры в Осло в 5.15 утра 10 августа. Известно, что незадолго до этого Аарсет сообщал о многочисленных угрозах в его адрес от шведских сатанистов. Псевдоним Ойстена Аарсета был Euronymus - по-гречески, вроде бы, "Князь Смерти". Он был ключевой фигурой норвежского черного металла, но при этом остальные группы из Швеции и Финляндии не признавал. Публично и презрительно называл их дерьмом. За 2 года до этого в 1991 году другой участник группы "Mayhem", вокалист по прозвищу Dead (Мертвяк), покончил с собой. Смерть его окутана тайной, потому что все свое время Мертвяк проводил в лесах и в конце концов оставил посмертную записку, в которой говорил, что истинное его место только там.

Другие новости, не такие смертоносные. Вся музыкальная печать пишет, что воссоединение Оззи Осборна с "Black Sabbath" после многомесячных переговоров теперь отменяется. Договаривающиеся стороны, однако, могут снова вернуться к этому в будущем 1994 году. Пока же три "черносубботинца" - Гизер Батлер, Тони Айомми и Билл Уорд - выпустили официальное заявление, в котором говорится: "Вина за срыв переговоров полностью лежит на Оззи Осборне и его представителях". Редакция "Kerrang" по такому случаю связалась с Оззи по телефону. Он был в его доме на вест-индских островах, на острове Сент-Мартин и тот со всей прямотой сообщил, что так кайфует со своей семьей, что всякая мысль о делах или гастролях ему глубоко противна.

Газеты пишут, что телекомпания MTV судится с другой крупной американской видеофирмой, которая взимает, вернее, в течение нескольких лет взимала с MTV плату за показ роликов. MTV считает, что поскольку она устраивает группам рекламу, это грабеж, и намеревается по суду получить все деньги, начиная аж с 1987 года. А это может оказаться в случае успеха довольно немало.

И, наконец, английское трио "Bananarama", один из самых успешных девичьих коллективов последних лет нынче не получил продления договора со своей пластиночной фирмой "London". Причина - два последних альбома "Bananarama" не поднялись даже до 20 места национального списка. Sic transit gloria mundi ("Так проходит слава земная").

Но это все - западные новости, а за восточными обратимся в Москву, на линии Алексей Татищев.

Алексей Татищев: "Итак, несмотря на все сомнения, концерт Майкла Джексона все же состоится 15 сентября на Большой спортивной арене Лужников. По сообщению агентства "Интерфакс" организаторы надеются продать 74.192 билета на трибуны стоимость от 11 до 111 долларов и 15-20 тысяч билетов на поле перед сценой аж по 18 долларов. Ожидается, что Майкл Джексон прилетит в Москву из Японии 12 сентября. Вместе с ним прибудет 240 человек из его команды на двух самолетах. На поле стадиона будет смонтирована сцена размером 85 на 30 метров. С двух ее сторон будут смонтированы экраны 7 на 5 метров. Звук будет транслироваться через 180 колонок общей мощностью 240 тысяч ватт. Живой концерт продлится около 4 часов. А билеты попадут в кассы с 23 августа".

Спасибо, Алексей Татищев, а теперь - вернемся к нашему достопочтенному сериалу, в седьмой его части.

  Музыка The Beatles   Mr. Moonlight   The Beatles Historic Sessions

"Mr. Moonlight", запись сделанная между 18 и 31 декабря 1962 года в гамбургском "Стар Клубе". Эту пластинку мы, как и две предыдущие недели, будем играть. Запись, конечно, неважного качества, можно даже сказать, очень неважного, но история есть история, и из нее не выкинешь ни строки.

Итак, в прошлый раз мы остановились на том, как Брайан Эпштейн в своем строгом официальном костюме в мелкую полоску с чемоданчиком "дипломат" в руках, в сопровождении своего ассистента Алистера Тейлора пересчитал начищенными своими штиблетами все 18 ступенек, которые вели в ливерпульский клуб "Каверна". Педантичного Брайана бросило в ужас. Сырой подвал шибанул в нос запахами мочи, пота, хлорки и дешевого табака. Резкие звуки гитар прорезали зал нестерпимо громко. В обеденный перерыв сюда стекались продавцы, подмастерья, мелкие клерки разогнать кровь и наскоро съесть бутерброд с кока-колой. "Beatles" стояли на сцене, играли лихо. В конце концов за плечами были сотни часов работы в Гамбурге. Одетые в черную кожу, они уже через несколько минут истекали потом. Телесные испарения оседали на потолке и стенах, падая вниз мелким дождем вперемешку с осыпающейся известкой. В народе этот клубный туман называли любовно "ливерпульской перхотью". Известна и дата этой встречи - 9 ноября 1961 года. Брайан в конце первого отделения поднялся на сцену.

- Привет, - сказал ему Джордж Харрисон, - что тут делает мистер Эпштейн?

На это Брайан ответил, что интересуется их пластинкой с Тони Шериданом, которую ему Пол Маккартни тут же в гримуборной и поставил на проигрыватель.

  Музыка The Beatles   A Taste Of Honey   The Beatles Historic Sessions

"A Taste Of Honey" ("Вкус меда") с пластинки "Historic Sessions", то есть "Исторические сессии", сделанная в Гамбурге с 18 по 31 декабря 1961 года. Надо сказать, записанные на домашнем магнитофоне всего с одним микрофончиком. Как мы уже упоминали в предыдущих передачах, Брайан Эпштейн несмотря на разницу в возрасте в какие-нибудь всего 6-7 лет, по всем своим взглядам и привычкам в общем принадлежал к другому, к старшему поколению. Во-первых, он любил и хорошо знал классическую музыку. Вообще, был образованным, хорошо воспитанным и весьма интеллигентным человеком.

"Никогда в жизни я не думал, - написал он впоследствии, - что когда-нибудь стану менеджером. Мне непонятно даже, что заставило меня в этот день сказать этой кучке эксцентричных парней, что нам не мешало бы встретиться и поговорить."

Но тут и критики, и разного рода практические рок-н-ролльные психологи, говорят о тайной "голубизне" Эпштейна. О том, что в "Beatles" он был влюблен, во всех сразу, но в Джона особенно. С другой стороны, по мнению тех же историков, музыкальное движение мерси-бит, частью которого "Beatles" несомненно были, практически не существовало для англичан за пределами Ливерпуля. Если бы менеджером "Beatles" стали люди типа Алана Уильямса, люди, которые, кстати, лучше понимали, то "Beatles", возможно, так никогда бы и не выбрались из местных сырых ливерпульских подвалов. Но вот с высоты своего общественного положения, образования и связей, Брайан Эпштейн приоткрыл ребятам окошко в мир и они, кстати, это очень быстро поняли. Хотя, если честно, то Брайан на них поначалу на них никакого впечатления не произвел. И на его посещение они внимания почти не обратили. Кроме того, у них уже был менеджер на примете. Это был Сэм Лич, организатор многих их игр и выступлений. Сэм открыто предложил им сотрудничество. Более того, уже на следующий день после встречи с Брайаном (первой встречи 9 ноября), то есть 10 ноября, "Beatles" выступали в огромном сборном концерте в городе Нью-Брайтон, концерте, который организовал Сэм Лич. На известные ливерпульские команды собралось 3 тысячи человек. Сам Лич вспоминает, что значительная часть этих билетов была продана через магазин Брайана Эпштейна и потому Брайан, видимо, отдавал себе отчет, сколько народа хочет посмотреть "Beatles". Сами того не зная, Сэм Лич и Брайан Эпштейн были вовлечены в капиталистическое соревнование. Лич уже действовал вовсю, причем действовал довольно активно. Вырученные с концерта деньги он пустил в дело - поехал в Лондон "толкать" Beatles. Знакомый театральный агент, послушав записи, сказал ему: "Дорогой мой, у нас здесь в Лондоне 5 тысяч групп. Ну кому нужны твои "Beatles"?"

  Музыка The Beatles   Reminiscing   The Beatles Historic Sessions

"Reminiscing", то есть "Вспоминая". Напоминаю, что это записи, сделанные в декабре 1962 года в Гамбурге в клубе "Стар Клуб". Последние их 2 недели нахождения в Гамбурге.

Случай, который все решил (в смысле менеджера) произошел 9 декабря 1961 года. Сэм Лич организовал для ребят 2 концерта, как он сам говорил "в районе Лондона". На самом деле концерты были в небольшом городке Олдершот в 30 милях (или 45 километрах) на запад. Из Ливерпуля путь был неблизкий. Выехали в 5 утра. Всю дорогу Сэм Лич довольно улыбался. У него приглашены были на игру, во-первых, крупные лондонские агенты, а, во-вторых, в местной газете (он об этом ребятам еще не сказал) было куплено полстраницы для рекламы их концертов. Когда прибыли в Олдершот, первым делом подъехали к газетному киоску, приобрели газету. Лич, подавая ее ребятам, сказал: "Ну, посмотрите, какую я вам рекламу сделал". Пролистав страницы, Джон спросил его ядовито: "Какая на фиг реклама, Сэм?" Рекламы в газете не оказалось. Пошли в редакцию. Там объяснили, что Сэм Лич прислал им на оплату чек, и что новым клиентам, которых еще не знают, надо бы платить наличными. И вот в виду такого сомнения, рекламу "Beatles" попросту из номера выбросили. Получалось, что об их выступлении не знала ни одна живая душа. Ну, пошли тут по клубам и кафе приглашать публику. Но, когда вышли на сцену, посчитали головы в зале, насчитали ровно 18 человек, и среди них, понятно, ни одного лондонского агента. Чтоб как-то загладить неловкость, после игры, (а она продолжалась целых 4 часа) Лич купил всем по ящику пива. Попили, стали гонять в футболянку по танцевальному залу. Кто-то пожаловался на шум. Вызвали полицию. Полицейские приехали и велели не только зал очистить, но и вообще из города убираться поскорее. Поехали тогда в Лондон. В одном из ночных клубов Сохо по знакомству их пустили на сцену, где ребята и играли до утра. Но на следующий день дома в Ливерпуле первым делом провели собрание и решили принять предложение Брайана Эпштейна.

Давеча тут третьего дня показывали тут по нашему телевидению фильм, художественную картину, основанную на известном событии из истории "Beatles". Речь идет о поездке Брайана Эпштейна и Джона Леннона на несколько дней в Испанию в Барселону. Было это в апреле 1963 года. У Джона как раз родился сын, и жена его, Синтия, видимо была в больнице. И Брайан под предлогом того, что Джону нужно бы отдохнуть, пригласил его в Испанию. В группе вообще давно заметили, что их деловой и даже властный менеджер в присутствии Джона Леннона как-то робеет. За глаза ребята шутили, что Брайан только и думает о том, как бы выманить Джона из Ливерпуля и тогда уж не устоять ему перед чарами обходительного Брайана. Обычно воображаемым местом такого путешествия выбирали Копенгаген. "Ну, что, Джон, - бывало язвили ребята, - в Копенгаген-то скоро поедешь?" Впоследствии стало известно, что Брайан даже снял квартиру на улице Фолкнер Стрит 36, якобы в надежде заманить туда когда-нибудь Джона. Этого так и не произошло, но зато, когда Джон и Синтия тайно обвенчались, потому что Синтия была уже беременна, Брайан предоставил им свою квартиру. Однако, взаимоотношения Джона Леннона со своим менеджером всегда были для него чувствительным местом. После вышеупомянутого путешествия в Барселону через несколько недель на дне рождения Пола Маккартни, которому исполнился 21 год, приятель Джона Боб Вулер в подпитии спросил его игриво, как мол прошел твой испанский медовый месяц. Неожиданно Леннон вскипел, сбил Вулера с ног и принялся бить его с такой яростью, что того пришлось отправить в больницу. Потом Джон извинялся и Вулеру была уплачена компенсация в 200 фунтов.

Есть и более конкретные сведения, которые (я вас предупреждаю) многим из вас могут не понравиться. Речь идет о воспоминаниях Питера Шоттона, который когда-то тоже играл с ребятами, это еще было в группе "The Quarrymen". Согласно его рассказу, как-то в откровенной беседе Джон Леннон сказал ему: "Понимаешь, в Барселоне Брайан меня все время доставал - до того, что я однажды не выдержал, спустил штаны и говорю: "Ну сколько же можно, Брайан. Да вставь ты мне в задницу, уж коли ты так этого хочешь". На что Брайан ответил: "Знаешь, Джон, я такими вещами не занимаюсь и совсем не этого хочу". "Что же ты хочешь?" - спросил его Леннон. "Я, - сказал застенчиво Брайан, - хочу тебя просто потрогать". "Ну, я ему и позволил, - добавил Джон. Кому, в конце концов, от этого стало хуже?"

И вот на этом шокирующем рассказе я сегодня с вами и прощусь. Мы встретимся в будущую пятницу на обычной нашей бибисейской волне, в обычное наше бибисейской время. Пока желаю вам всего самого-самого лучшего - счастливо вам ребята!

  Музыка The Beatles   Kansas City   The Beatles Historic Sessions

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024