РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

11 ноября 1994: The Beatles - 32

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Меня, как и все прогрессивное человечество, мучит нехватка денег. Еще много лет назад, в Одессе, на базаре, на меня одна тетка проклятье наслала. Разозлилась из-за чего-то и кричит мне: "Шоб ты всю жизнь жил на одну зарплату!" Так оно и получилось. А житье на зарплату, сами знаете, замкнутый круг: получаешь ее, пока работаешь, а пока работаешь, ни на что остальное времени нет. А как выдастся свободная минута -- ну там в обеденный перерыв, или в воскресенье -- думаешь: "Где бы еще подзаработать?" Иду тут давеча мимо канцелярского магазина, вижу -- распродажа: настольные календари за 1994 год, которые раньше по пять фунтов были, продаются всего по десять пенсов. Год-то ведь кончается. "Ну, - думаю, - а если через месяц придти - так ведь их, наверное, и по пять пенсов продавать будут!" Кровь тут к лицу прилила, даже руки вспотели. "Ну, - думаю, - скуплю всю партию календарей по пять пенсов. Только даты переправить, да и продать." Как же даты переправить? (неуверенно) Еще не знаю. Но зато - прибыль-то какая! В сто раз!

12 ноября. В 1945 году в Торонто в Канаде родился Нил Янг, гитарист, певец, сочинитель, основатель "Buffalo Springfield" со Стивеном Стиллзом в 1966 году, участник знаменитой "Crosby, Stills, Nash & Young", ныне - много лет - не тускнеющая звезда рок-н-роллья.

15 ноября. 25 лет назад, в 1969 году, певица Джанис Джоплин была арестована прямо на концерте в городе Тампа, штат Флорида за похабную речь прямо на сцене и открытую враждебность к полиции.

17 ноября. 15 лет назад, в 1979 году Джон Гласкок, басист "Jethro Tull", умер в 27-летнем возрасте после операции на сердце.

Новости на этой неделе - мелкотравчатые. Ну, скажем, на первой полосе "New Musical Express" - сообщение: из группы "The Cure" уходит барабанщик, Борис Уильямс. 9 лет проработал он в команде, и вот покидает ее, чтобы работать со своей подругой Каролиной, дуэтом они, наверное, будут музицировать. Тем временем "The Cure" работают над своей новой - 19-ой по счету! - пластинкой, ее выпуск намечен на лето будущего года. Я также сообщал вам, что бывший клавишник из "The Cure", по имени Лол Толхерст, судился с бывшими товарищами из-за, как говорится, прибылей. Суд проиграл, и процесс был настолько сложный и длинный, что судебных издержек получилось на миллион. А издержки, как это в Англии водится, приходится платить проигравшему. Газета пишет, что Лол Толхерст тягается с судом, мильон платить не желает, придирается к формулировкам и бухгалтерии.

Английская группа "Stone Roses" ("Каменные розы") в свое время -- лет этак шесть назад -- нашумела с первыми своими пластинками и считалась у музгазетчиков перспективной. Но ребятам не повезло, они увязли в контрактных разногласиях, и были обречены на музыкальное молчание. Теперь, пять с половиной лет спустя, выходит их альбом под названием "The Second Coming" ("Второе Пришествие"), он выйдет в свет 5 декабря.

Еще на тему о судах. Как я вам уже рассказывал, в Лондоне недавно распределялись радиочастоты. Молодежная станция "XFM" ушла при этом не солоно хлебавши. В ее заявке была независимая инди-музыка, то есть то, чего на радиоволнах как будто бы не хватает. Теперь выясняется, что в Комитете по Радиовещанию за кандидатуру "XFM" было 4 голоса, а против - 3. И тут на сцене появляется 74-летний председатель комиссии, лорд Чалфонт, у него в кармане два голоса - свой и еще одного отсутствующего высокопоставленного лица. Лорд Чалфонт отдает свои голоса за фирму "Virgin" и частоты в диапазоне УКВ достаются ей. Тем временем, у "Virgin" уже есть частоты на средних волнах, на всю Англию, кроме того, по стилю она мало чем отличается от других станций. Директора "XFM", а за ними кое-какие деньги тоже стоят, все-таки 200 тысяч фунтов было истрачено на подготовку и презентацию станции, так вот они подали в суд, он начнется в марте следующего года и продлится месяц. Тут иной может подумать - и чего они спорят да судятся? Ведь в эфире места много, да дай ты каждому по волне, пусть он свои пластинки крутит! Действительно, Комитет по Радиовещанию выделяет еще 4 региональные лицензии и 20 лицензий для небольших английских городов. Все-таки, демократия.

Музыкальная печать пишет, что в рядах американской "Guns'N Roses" раскол, поссорились два главных ее участника - вокалист Эксл Роуз и гитарист Слэш. У Слэша выходит сольная пластинка под названием "It's Five O'Clock Somewhere" ("Где-то сейчас пять часов дня") - видимо намек на то что кто-то, где-то, уже начинают коктейли пить. 'Файв-о-клок', понимаешь. И все свои новые песни Слэш в свою пластинку и запихнул. А Эксл Роуз обиделся - он хотел их для альбома "Guns'N Roses" взять. Не знаю - помирятся они или нет, если нет, то, как говорил наш ротный старшина: "Это грозит чреватостью в последствиях!"

Английский парламент принял новый закон об общественном порядке и все без исключения музыкальные публикации уделяют этому событию полосы, страницы и развороты, особенно бушует журнал "Kerrang". Закон этот больно бьет по металлисту, полиции даны новые полномочия закрывать несанкционированные концерты и фестивали, целый ряд невинных ранее действий вроде бродяжничества, кочевой жизни и прочего становится противозаконным. При аресте, как бывало, теперь уж не отмолчишься гордо -- я, мол, не обязан говорить. Закон, как известно, мало принять, надо еще за его исполнением проследить. И тут вспоминается изречение классика, сказавшего: "Неимоверная суровость законов российских наполовину смягчается безобразностью их исполнения!" Вот ведь где прозорливость-то!

На этом рок-хронику закончим и перейдем к 32-й части нашего научно-битлологического сериала.

The Beatles :"I Want To Tell You"

"I Want To Tell You" ("Хочу тебе сказать") - одна из трех композиций Харрисона, появившаяся на пластинке "Revolver". Песню-то он сочинил -- и, быть даже может, без труда, а вот назвать ее -- творческого пару уже не хватало. На записи в четверг 2 июня 1966 года продюсер Джорж Мартин спросил автора - как же называется вещица? С предыдущей песней "Love You To" была такая же история. Ее поначалу условно называли "Granny Smith" ("Бабуся Смит"), это сорт английских яблок. И вот тут, когда снова зашел разговор о названии, Джон Леннон вмешался, язвительно заметив: "'Гранни Смит', часть, бля, вторая!" Ну, тут уж и звукотехники начали острить, типа: "Антоновка! Белый налив! Ранет бергамотный!" Решили назвать ее "I Don't Know" ("Не знаю"), но уже через четыре дня опять переделали - "I Want To Tell You" ("Хочу тебе сказать"). И название-то незамысловатое, не знаю - чего они несколько дней мучились. По воспоминаниям очевидцев, на записях у The Beatles было все же некоторое неравенство, небольшая несправедливость. Скажем, если у Леннона или Маккартни что-то не получается - все будут терпеть, ждать и ходить на цыпочках. А вот если у молодого Харрисона что-то не клеится -- все только понукают, погоняют или шутки шутят.

Следующая песня на альбоме "Revolver" называется "Got To Get You Into My Life" ("Войди в мою жизнь"), написал ее Маккартни, он же ее и запевает, причем сам с собою на два голоса, на записи присутствовала медная группа, по знакомству сообщу вам имена. Трубачи: Иан Хамер, Лес Кондон и Эдди Торнтон. Тенор саксофоны - Алан Бранском и Питер Коу. Торнтон и Коу были участниками группы "Georgie Fame & The Blue Flames". Любопытно, что в тот самый день, 5 августа 1966 года, когда вышла пластинка "Revolver", песню "Got To Get You Into My Life" в виде сорокапятки выпустил некто Клифф Беннет, продюсером у него был сам Пол Маккартни, она дошла до 6 места в британском хит-параде. Позже американская команда "Earth Wind And Fire" записала эту песню для фильма Роберта Стигвуда "Сержант Пеппер", было это в августе 1978, в Америке она поднялась на 4 место, в Англии - на 30-е. В 1976 году в Штатах шел телевизионный сериал про Чарльза Мэнсона, маниакального убийцу, который вместе с последовательницами зверски зарезал киноактрису Шарон Тейт, жену режиссера Романа Поланского, а вместе с ней еще несколько человек. Мэнсон заявлял, что ему открылся тайный смысл песни The Beatles. Поэтому и сериал назвали - "Helter Skelter", по имени одной из песен с "Белого альбома". Фирма "Capitol", чувствуя настроение рынка, решила выпустить "Helter Skelter" сорокапяткой, но потом призадумалась - эта акция отдавала дурным вкусом, спекуляцией на трагедии. Тогда придумали компромисс - "Helter Skelter" поместили на вторую сторону, а на первой была песня "Got To Get You Into My Life". Пластинка вышла в свет 31 мая 1976-го года и поднялась до 3 места в хит-параде Соединенных. Песня эта - одна из любимых у ее сочинителя, Маккартни и он всегда включал ее в репертуар группы "Wings" в конце 70-х.

The Beatles : "Got To Get You Into My Life"

"Got To Get You Into My Life" - песня с пластинки "Revolver".

Последняя песня на пластинке "Revolver" называется "Tomorrow Never Knows" ("Завтрашний день не знает ничего"). Когда Леннон сочинял ее, то модной была книжка доктора Тимоти Лири под названием "Египетская Книга Мертвых". Книга для молодежи, которая ищет духовное просветление, особенно через прием кислоты. Из нее он и позаимствовал строчку для песни. Когда приступили к записи 6 апреля 1966 года, то стали обсуждать - как же претворить технически, на ленте, общие и довольно расплывчатые идеи Джона. Он например сказал: "Я хочу такой звук - как будто я Далай Лама и пою с вершины самой высокой горы. Чтоб звук был далекий-далекий, но чтоб каждое слово слышно". Достигли это, пропуская голос Леннона через колонки Лезли. В этих колонках динамики крутятся, вращаются, направление звука неопределённое, он как бы идет отовсюду. "В этой песне, - сказал Леннон, - я представлял себе сопровождение - тыщи монахов, поющих свои тибетские псалмы. Но в студию тыщу монахов не приведешь, поэтому пришлось делать что-то другое. А жаль". Продюсер Джорж Мартин был большим изобретателем по части экспериментов с аппаратурой, в этой он применил замкнутые кольца из магнитофонной ленты, несколько машин одновременно играли на разной скорости. Птичьи звуки получили так - записали смех Маккартни и ленту слепили в кольцо. Песня записывалась под рабочим названием "Mark I" ("Модель один"), но потом использовали изречение Ринго Старра, брошенное вскользь. Он любил по-своему переворачивать известные поговорки. Есть в английской выражение "tomorrow never comes", буквально "Завтрашний день никогда не наступает", так вот Ринго сказал - "tomorrow never knows" ("завтрашний день не знает ничего"). "А!" - сказал Леннон и поставил рингину фразу в заголовок.

The Beatles : "Tomorrow Never Knows"

Композиция "Tomorrow Never Knows" с альбома "Revolver", которой мы и заканчиваем прослушивание пластинки. Помахаем ей ручкой: "Bye-bye, "Revolver".

И тут мы, дамы и господа, подошли к альбому, о котором Джорж Мартин в своих недавно выпущенных мемуарах на целую книгу разразился - что ни песня, то глава. Так что, если очень раззадориться, одну эту пластинку можно на полгода растянуть. Успокойтесь, мы делать этого не станем, излишними микроскопическими подробностями я утомлять вас не буду, но основное знать надо. Пластинку записывали 4 месяца, 700 часов студийного времени, бюджет ее составил 50 тысяч фунтов - сумму по тем временам умопомрачительную, особенно если вспомнить, что первая пластинка The Beatles на "Parlophone", которая вышла всего четыре года назад, была записана за 13 часов и обошлась в 400 фунтов. В самом начале, когда названия у нее еще не было, решили, что объединяющей темой альбома будут детские воспоминания участников The Beatles. В декабре 1966 были записаны первые три песни - "When I'm 64", "Strawberry Fields Forever" и "Penny Lane". Потом The Beatles закрутил вихрь экспериментов, пластиночная фирма "EMI", не дождавшись, выпустила "Penny Lane" и "Strawberry Fields" сорокапяткой в феврале 1967-го, и тут идею ливерпульских воспоминаний решили оставить. Вместо этого Маккартни придумал мифический духовой оркестр 'Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера', видимо под впечатлением оркестров религиозной 'Армии Спасения', которые под Рождество играют в своих суконных формах на центральных улицах. Он даже хотел и выступать в таких формах, но его отговорили. Костюмы сделали по заказу, в театральном ателье Мориса Бурмана.

Самое удивительное в этой пластинке - и люди не перестают это повторять - что записана она всего на 4-дорожечном магнитофоне. Это действительно впечатляет, если учесть всю техническую сложность, глубину и многоплановость звуковой партитуры. Другим нововведением было соединение песен воедино, хотели даже от промежутков между песнями отказаться. Брайен Эпштейн, менеджер, возражал: "А если людям понравится какая-то отдельная песня и они захотят крутить именно ее, куда же им иголку-то на пластинке ставить?" Конверт альбома вам знаком. The Beatles в расшитых формах, рядом с ними -- их же восковые фигуры из музея Мадам Тюссо, сзади - толпа знаменитостей XX века. Поначалу художник Питер Блейк запросил у The Beatles список - кого бы они хотели видеть. Из списка Леннона двух личностей пришлось вычеркнуть - Адольфа Гитлера и Иисуса Христа. Потом удалили фигуру Ганди, он должен был стоять за декольтированной красоткой Дианой Дорс. Многие из представленных на пластинке знаменитости были еще живыми современниками, другими словами -- у каждого из них надо было спрашивать разрешение. Эту титаническую работу проделала личная секретарша Брайена Эпштейна, Уэнди Хэнсон.

Поименно лица на конверте мы назовем на следующей неделе, мы встретимся как обычно в пятницу в полночь по Москве с повтором в субботу и понедельник на короткой, а кое-где и средней бибисейской волне, я же исчезаю в ночном эфире под звуки "Сержанта Пеппера", всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

The Beatles : "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024